Просмотр содержимого документа
«Формула пути. Решение задач на движение 4 класс»
МОУ « Сернурская средняя ( полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова
УРОК МАТЕМАТИКИ
4 класс
Учитель : Попкова Валентина Анатольевна
2010г
Метод обучения : наглядно-практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Тема: «Формула пути. Решение задач на движение»
Цель: Закрепить знания учащихся о формуле пути.
Задачи:
1. Установить взаимосвязь между вычислениями: скорость, время, расстояние. Учиться строить графические модели с использованием таблицы для краткой записи задач на движение. Способствовать совершенствование вычислительных навыков, повторить ранее изученные формулы. 2. Развивать логическое и творческое мышление, память, внимание. 3. Воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи.
Оборудование урока:
Таблицы с графическими моделями движения. 2. “Звезды” с формулами пути. 3. Таблицы для заполнения кратких записей задач. 4. Картинки и карточки скоростей для определения скорости движения каждого предмета. 5. Карточки с различными формулами и их названием для работ в парах. 6. Наглядные пособия к задачам.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый из вас узнает что-то новое, познавательное.
1 слайд
2. Минутка чистописания.
480 482 484 486 –По какому правилу расположены числа,
(записать под диктовку) продолжите ряд. Проверка
3. – Назовите какие величины вы знаете?
Слайд 2- Назовите единицы измерения массы, длины, площади, времени, скорости.
3. Актуализация знаний.
- Сегодня перед нами стоит важная задача научиться анализировать и решать задачи на движение, оформлять краткую запись в виде графических моделей и таблиц.
А поможет нам в этом путешествие.
– Как люди путешествуют с давних времён?
(Выслушиваем предложения детей) (Открывается доска с картинками и карточками скоростей ).
Самолёт
60 км/час
Велосипед
18 км/час
Ракета
6 км/сек
Машина
900 км/час
Автобус
45 км/час
Человек
4 км/час
Поезд
90 км/час
– Да, на всём этом можно путешествовать. Мы, как путешественники должны знать с какой скоростью могут двигаться эти предметы. – Определите возможную скорость движения для каждого из них.
( Ученики по очереди у доски соединяют предметную картинку с возможной скоростью).
– А на чём путешествовали сказочные герои? (На метле, на ковре-самолёте и т.д.) – Кстати, скорость ковра-самолёта 120 км/ч. – А сейчас узнайте-ка какова скорость избушки на курьих ножках, если за 8 часов она пробегает 72км.
72 :8 = 9 (км/ч)
– Ну что же, мы узнали важные сведения о скорости, которые пригодятся нам в пути.
- Что же такое скорость? (ответы детей)
-Назовите единицы измерения скорости. (ответы детей)
3 слайд (скорость)-вывод
- Что ещё нужно помнить, отправляясь в путешествие?
(Быть внимательными, наблюдательными, помогать товарищам, не оставлять их в беде)
- Да, важно в пути помогать другу, чувствовать плечо друга. Я надеюсь, мы будем помогать сегодня друг другу.
Давайте проверим, как вы знаете правила для путешественников. Приготовьте светофорики, которые лежат у вас на партах подтвердите истинность и ложность высказываний.
– В 2км – 200 метров (Нет) – В 2мин – 120 секунд (Да) – 60 мин меньше, чем 1 час (Нет) – Путь – это величина (Да) – Вы успешно справились с работой.
– Вы успешно справились с работой.
Повторение изученных схем
(Открывается доска со схемами и их названиями).
– Ребята в пути бывают разные неожиданности, к которым мы должны быть готовы. Вот сильный ветер размёл все формулы с их названиями. А мы не сможем путешествовать дальше, если не наведём порядок.
Так как в пути всегда можно рассчитывать на помощь друга, предлагаю поработать в парах на месте. (В парах соединяют схемы с их названиями, а один ученик у доски)
S = a х b Формула пути
P = 2 * (a + b) Формула площади прямоугольника
S = V * t Формула периметра прямоугольника
4. Работа по теме урока
– Ребята, какая из этих формул будет сегодня для нас самой необходимой?
(S = V. t – формула пути).
4 слайд ( V t S)
– Как связаны величины в этой формуле. (Расстояние равно скорости умноженной на время). – Какие формулы следуют из этой?
-Как найти скорость? (ответ детей)
5 слайд( скорость)
- Как найти время? ( ответ детей)
6 слайд (время)
-Как найти расстояние? ( ответ детей)
7 слайд ( расстояние)
– Для чего необходимо нам знать эти формулы?
(Чтобы правильно находить в задачах неизвестное расстояние, скорость и время) – Так какова же тема сегодняшнего урока?
8 слайд ( Решение задач на движение)
– Эти формулы для нас так важны, что превратились в путеводные звезды, и будут помогать нам в пути не только сегодня, но и на последующих уроках математики.
Решение и оформление задач устно.
9 слайд расстояние (ответ детей)
10 слайд
11слайд время. (ответ детей 12 слайд-
13слайд скорость (ответ детей ,14 слайд-
15 слайд- составить задачу и решить
Фронтальная работа с проработкой графической модели движения на доске.
( На доске открывается графическая модель)
- Итак, мы будем путешествовать из Москвы в Селижарово.
– Для того чтобы рассказать о движении автомобиля на графическоймодели выберем гида.
(Выходит ученик и комментирует движение модели).
– Что можно рассказать по этой графической модели?
(Движение автомобиля слева направо, с начала пути и проезжает за 1 час 60 километров. Внизу числа показывают расстояние).
– Давайте заполним маршрутный лист (таблицу) и выведем формулу зависимости пройденного расстояние S от времени t.
(Один ученик заполняет у доски, все в учебнике).
tч
1
2
3
4
5
6
t
Sкм
60
120
180
240
300
360
60 t
V = 60 км/ч
S = 60 t
Формула S = 60 t является частным случаем формулы пути S = V.t при V = 60 км/ч.
Знакомство с табличным способом записи условия задачи.
-Откройте учебник стр 119 №388
- Какие величины известны в задаче?
-Какая неизвестна? Запишите краткую запись к задаче в виде таблицы и решите задачу самостоятельно. Проверка.
Стр.120 №390
- Какие величины известны в задаче?
-Какая неизвестна? Запишите краткую запись к задаче в виде таблицы и решите задачу самостоятельно. Проверка.
– Как была записана краткая запись задач, которые мы сегодня решали? (В таблице) – Какие величины встречались в задачах? (S, V, t) – С этими величинами мы и продолжим работать, но задачи будут посложнее.
16 слайд -Прочитайте задачу
-Как понимаете выражение “это же расстояние”?
- Запишите краткую запись в ваиде таблицы
- Можем ли мы сразу сравнить скорости? (Нет)
- Почему? (Они неизвестны)
- Из каких данных мы можем получить скорости? ((V = S/t.)
– Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитанием
- Запишите решение задачи . Прверка.
17 слайд
Учебник стр.119-387-
А) прочитать
Сл. 5м/с
Ур. В 7раз больше
Ш. 1440м/мин на?
1.5м*7=35 ( м/с)-ураганный
2. штормовой в м/с знаем, что 1с в 60 раз меньше1мин.
1440:60=24м/с-штормовой
3.35-24=11м/с скорость Больше ураганного, чем штормового
18слайд (подведем итог)
19 слайд, -(тест)
20 слайд
6. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? – Как найти S? V? t? – Что больше всего понравилось? – Что было самым трудным?
7. Рефлексия.
– А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) "Конспект урока математики для 6 класса по теме: «Решение задач на движение двух объектов в противоположных направлениях» "
["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-6-klassa-po-tiemie-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-dvukh-obiektov-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
["file_id"] => string(6) "115214"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1411899458"
}
}