Просмотр содержимого документа
«Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё
Цель урока::создать условия для ознакомления учащихся с буквами Ё,ё, а так же их особенностями; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; развивать фонематический слух, речь, внимание и память учащихся; продолжить знакомство с основными грамматическими категориями; воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.
Задачи:
-Предметные: познакомить учащихся с буква Ё,ё и их особенностями, совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Личностные УУД:создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, выполнения слого-звукового анализа слов, чтения слогов и слов с новой буквой, составления рассказа по картинке; формировать умение выражать готовность к преодолению трудностей в освоении практических навыков чтения.
Метапредметные задачи:
Регулятивные:содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, умение работать в паре при осуществлении взаимоконтроля.
Познавательные:содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ.
Коммуникативные:учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника, выразительно читать художественные тексты.
- Проверим готовность к уроку Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.
II. Вводное слово учителя
– Ребята! К нам в гости пришел Снеговик и принес письмо о Деда Мороза.
Я письмо сейчас открою, Содержание раскрою. В гости Дед Мороз зовёт И вопросы задаёт. Отвечая, не спешите, Ум, смекалку покажите И фантазию включите, Дед Мороза удивите. На уроке отвечайте И подарки получайте.
– Как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам письмо?
– Какой праздник приближается? (Новый год)
– Встреча Нового года один из самых старинных обычаев. В России начало года 1 января введено Петром 1. До этого этот праздник встречали 1 сентября
– Вы ждёте в этот праздник подарков от Деда Мороза, а он ждёт ваших ответов. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки и давайте полные ответы. За хорошую работу на уроке все ребята получат подарки от Деда Мороза.
III. Актуализация знаний.
– Какая бывает речь? (устная и письменная)
– Из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Из чего состоят предложения? (из слов)
– А из чего состоят слова? (из звуков)
– На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
– Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные)
– Что вы можете сказать о гласных звуках? (ударные, безударные)
– Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
– Что обозначают буквы верхнего ряда? (твёрдость согласных звуков)
– Какую помощь оказывают буквы второго ряда? (смягчают)
– В чём заключается особенность букв я, е? (эти буквы могут обозначать два звука)
– В каких случаях это бывает? (в начале слова, после гласной)
– Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые обозначают два звука?
Пропойте гласные звуки по «ленте букв»
IV. Постановка темы урока
– Отгадайте загадку.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
– Сколько слогов в слове? (ёл-ка)
– Назовите первый слог?
– Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)
– Назовите второй слог?
– Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)
– Позовите слово, на какой слог падает ударение?
– Составим схему этого слова.
– Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
- Кто же это?
Сколько слогов в слове? Какой первый слог? Из каких звуков он состоит?
- Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
V. Сообщение темы урока
- Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
- И вот ёжик принес вам букв Ё.
– 29 ноября 2013 года букве Ё исполнилось 230 лет!
- Раньше букву Ё писали двумя знаками, но княгиня Екатерина Дашкова предложила заменить двухбуквенное обозначение звука «io» в отечественной азбуке одной новой буквой "Е" с двумя точками сверху. В русском языке около 12500 слов с буквой Ё, из них примерно 150 слов на ё начинаются и около 300 на ё заканчиваются! В городе Ульяновске стоит памятник букве «Ё».
– На что похожа буква ё? Буква Е передохнула,
И тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
- Прочитайте слова на доске: ёж, ёжик, ёлка, своё, моё, житьё-бытьё.
- Какой вывод можем сделать?
Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова и после гласной. После Ь буква Ё обозначает два звука.
Физкультминутка“Узнай звук”
Приседайте и хлопайте в ладоши в том случае, если слово начинается с буквы ё (ёжик, ёлка, енот, яблоко, ёршик, юла, ежевика, ёмкость, тигрёнок.)
VI. Речевая разминка (Упражнение на дыхание) Скороговорка:
Ёлка с ёжиком похожи:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
- Проговорить медленно, потом быстро.
- В каких словах есть буква Ё?
– Какая красавица раз в году наряжается? У нас тоже есть ёлочка.
Чтение слогов, слов с доски
БЁ ПЁ ДЁ ТЁ ЗЁ СЁ
ЁЖ ЁЖИК ЁЛКА ЁЛОЧКА
МОЁ ТВОЁ СВОЁ
Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной
Значит буква Ё обозначает два звука: в начале слова, после гласной и после ь, в остальных случаях звук «о»
VII. Работа по учебнику
Работа с деформированным предложением.
Под, ёжик, жил, ёлкой – на доске.
Чтение текста.
– О ком говориться в тексте? (о ёжике).
– Где был ёжик? (под ёлкой).
– Кто напал на ёжика? (Жучка).
– Что произошло с Жучкой? (наколола нос и отбежала).
– Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес)
VIII. Рефлексия
– Ребята, с какой новой буквой познакомились?
– Почему она хитрая?
– Что узнали нового?
– Вам понравился урок?
“Ёлочка настроения”
– Наша ёлочка осталась не наряженной к Новому году. Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте её на ёлочку.
– Красный цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.