Конспект открытого занятия .
Дата проведения 3 апреля 2013года
Учитель: Сагитова Г. Р.
Урок речевого творчества
Тема : Изобразительные средства языка. Сравнение.
Цели :
- формирование представления о сравнении, как о средстве выразительности речи;
-развитие умения составлять предложения описательного характера с использованием сравнения;
-развитие внимания, воображения,;
-воспитание любви и уважения к родному языку
Оборудование : 2 коробки, предметы для сравнения, карточки для индивидуальных заданий
План занятия
1, Оргмомент
2,Постановка целей и задач урока
3 Основная часть урока
- Вступительная беседа
У меня 2 таинственные коробки. Что в них мы узнаем вскоре.
Загадка
Если ты меня отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, тучку и пейзаж-
Что же это… (карандаш)
Вывешиваются чёрно-белые рисунки тучки, солнца весеннего пейзажа
-Что бы вы добавили в эти рисунки? (цвет)
Какие средства помогут нам сделать рисунки яркими, красочными, выразительными?
Из 1 коробки достаю цветные карандаши, краски, гуашь.
А как ещё человек может нарисовать картину ? (словами)
Словом можно тоже по-разному описать картину. Можно сделать только набросок., а можно составить яркий, красочный и выразительный рассказ
Во второй коробке находятся средства, которые нам в этом помогут.
С какими-то мы уже знакомы, а с какими-то нам предстоит познакомиться.
Актуализация опорных знаний
Из второй коробки достаю камень, вату, перец и конфету.
Дети высказывают свои предположения, делают вывод, что речь идёт об АНТОНИМАХ
Что такое антонимы?
Как называются слова, близкие значению?
СИНОНИМЫ
Антонимы и синонимы делают нашу речь выразительной?
Упражнения в определении синонимов и антонимов
Найди антонимы
Маленькое дело лучше большого безделья
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Легко друга потерять, но трудно найти.
Что это за предложения
(пословицы)
Пословицы делают нашу речь выразительной?
Игра «Найди пару»
Дрожит, глядел , бегают , носятся, трясётся ,смотрит откладывать, оставлять
Вставьте подходящие слова в предложения
________как осиновый лист
Мурашки по спине____________
Не __________________ в долгий ящик
Куда глаза _______________
Что за предложения у нас получились?
Фразеологизмы делают нашу речь выразительной?
Знакомство со сравнением
На слайде картинки
Цыплёнок, ветка вербы, радуга, коромысло, лента, извилистая дорога.
Какие пары вы бы составили?
Почем?у
Сравнение – образное слово или выражение, в котором один предмет или явление сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.
Упражнение «Найди сравнение»
Падают, падают листья
Льдинки, втыкаясь в сугроб
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
На полянке у реки
Гордо держат лепестки
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные ромашки.
Славная осень Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит
Лёд неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Знакомство со словами помощниками
КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО,КАК БЫ, КАК БУДТО
Упражнение в подборе сравнений .
Предметы
Вата, зонт, бусинки, зеркало, подсолнух , яблоко, кораблик, вертолёт, лампочка.
Слова
Снег, гриб ,ландыш, речка, солнце, снегири листик, стрекоза , звезда.
Найди сравнения в песне
Звучат отрывки из детских песен
Творческая работа
Дополни текст сравнениями. Используй слова-помощники.
Хороша весна в лесу!
Ярко светит солнце___________________
Лёгкие облака __________________________ украшают небо.
Слышна чудесная трель птиц_________________________
Смолой пахнут душистые почки.
Появилась молодая травка_______________________________
Выглянул голубенький подснежник___________________
С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________
Весёлый и радостный лес весной!
Итог урока
Рефлексия
С чем вы можете сравнить своё настроение после нашего урока? Нарисуйте