Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Особенности питания. Цепи питания»»
Тема урока: «Особенности питания. Цепи питания»
Тип: изучение нового материала.
Задачи: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, с понятием «цепи питания»;
научить моделировать цепи питания;
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли,
вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное и заботливое отношение учащихся к природе.
Планируемые результаты:
Предметные
• классифицировать животных по типу питания;
• приводить примеры животных различных групп;
• анализировать цепи питания;
• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
• знать защитные приспособления животных;
• обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные
• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;
• оценивать достижения на уроке;
• моделировать цепи питания.
Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, групповая.
-Здравствуйте, меня зовут М.Г. и сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
-Внимание на экран
1. Организационный момент
1. Слайд Енот. (видео)
-С улыбкой и хорошего настроения мы начнем наш урок.
-Сегодня мы с вами отправимся в загадочный интересный мир, а в какой вы мне скажите, когда отгадаете загадки!
2. Актуализация опорных знаний
На доске
Я горбатый чудо-зверь. Не верблюд, ты мне поверь. Есть огромные рога, Нос с горбинкой неспроста.(Лось)
Птицы все птенцов растят И от недругов хранят. Лишь своё яйцо подружкам Подложить спешит…(Кукушка)
В страхе крикнет обезьянка Всем животным на полянке: – Эй, спасайтесь все скорей! На охоте – царь зверей! (Лев)
Люблю я плавать и плескаться, Где холодная вода. В снежных кучах кувыркаться, Где зима всегда-всегда. Белый мех и жира слой Выручат в беде любой.
(Белый Медведь)
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовёт?
(Медведь)
-Кто это? Назовите их, одним словом? (Животные)Значит мы с вами сегодня отправимся загадочный мир животных. На доске схема
-А без чего все они не могут жить? (солнце, воздух, вода, еда…)
-Что необходимо для роста и развития животных? (еда, питание)
3. Постановка учебной проблемы.
Недавно я была в зоопарке. И вот что там я увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.
- Ребята, как вы думаете, что случилось? (Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чем сегодня будем говорить?
-А можно ли всех животных разделить на группы в зависимости от того, чем они питаются?(научимся распределять животных на группы по типу питания.)
-А еще мы будем говорить о связях живых организмов в природе, которая называется цепи питания.
Тема нашего урока: Особенности питания. Цепи питания. (2 Слайд)
4. Открытие нового знания.
-Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно. И для этого вам нужно выполнить задание в парах.
1 задание. Карточка (У вас на карточках животные и их питание
-С помощью стрелок покажите, чем бы вы накормили животных.)
Слайд 3-А сейчас сравните с эталоном свою работу. Кто справился, молодцы. У остальных еще все впереди. Будем работать.
-А почему каждому животному вы выбрали именно этот корм?
-Почему вы накормили лося травой, веточками? (Подхожу к доске)
-Значит он относится к какой группе? (растительноядные)
А что еще они едят? (Листья, плоды, семена, корни)
Схема растительноядные на доску
-Почему накормили кукушку Насекомыми.
-А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа? (Насекомоядные)
-А чем еще питаются насекомоядные? (жуками, личинками)
Схема насекомоядные на доску
-Почему накормили льва Мясом.
-Как называется группа животных, которые питаются мясом? (Хищники). -
-Почему накормили белого медведя Рыбой?
-Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем?
-Почему? (Хищникам)
-А как вы думаете все ли медведи хищники?
-А, чтобы правильно определить к какой группе относится медведь, предлагаю вам посмотреть видео питания бурого и белого медведя
-Что вы узнали о питании медведей? Чем питается белый медведь?
(Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками. Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.)
-Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? (нет)
-Догадайтесь, как называется группа животных, которые едят все? (предположения детей, вывод на понятие «ВСЕЯДНЫЕ»)
-А знаете ли вы еще всеядных животных? (белка, еж, кабан)
Схема всеядные на доску
-Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных? (Потому что не знали, чем питается каждое животное)
-Если бы вы работали в зоопарке, то вы бы справились на отлично.
На доске схема:
-Обратите внимание на схему, которая у нас получилось.
-Какой вывод можно сделать? (Всех животных можно разделить на группы по питанию, т.е. одни питаются растениями, другие – животными)
-Всех животных получилось разделить на группы по типу питания?(Обращаемся к схеме)
5. Физминутка
А что бы идти дальше давайте закрепим все что мы узнали и поиграем в игру
«Будь внимательным»
-Я предлагаю вам встать.
Я называют вам животное - а вы должны определить, к какому типу питания они относятся: Если это хищник – вы топаете, если растительноядные –хлопаете, если всеядные– ручки подняли. Попробуем?
- Животные питаются растениями или другими животными. (Показываю на доску)
-Поэтому говорят, что все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны между собой цепями питания.
(Цепи питания на доску)
-Как вы понимаете лексическое значение слова «Цепь»? Слайд 4
(Железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться).
-Это слово имеет несколько значений обратите внимание на слайд.
-Давайте и мы с вами попробуем образовать цепь, взявшись за руки. Получилась у нас цепь. МОЛОДЦЫ!
- А сейчас обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, отк4рываем с .95
- Рассмотрите иллюстрации цепей питания (после просмотра), один ученик читает 3й абзац, а остальные следят за нем.
-Какое первое звено питания?
-С чего начинается цепь питания? (с растения)
- Почему с растения? Давайте посмотрим, как это происходит в природе. Для этого мне нужны помощники. (прошу детей выйти к доске) Вы сейчас будете исполнить роль зерна, мышки и лисы. (сценка) (после сценки)
-Что им всем нужно? (солнышко) Что является единственным живым существом, которое питается благодаря энергии солнца? (Растения) (оторвать лучик от солнца отдать растению)
-А кто питается растениями? (растительноядные животные).
-Давайте возьмёмся за руки и покажем эту связь. (взяться за руки)
-Вот мы и узнали. Как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.
-Теперь я предлагаю вам, ребята, создать схему цепи питания с помощью героев нашей сценки. Перенесем эту цепь питания на доску, чтобы получилась схема. - Есть ли что-то схожее с металлической цепью? (Если в металлической цепи мы поменяем последовательность звеньев, что -нибудь измениться здесь.)
- Какой мы можем сделать вывод говоря о цепи? (У цепей питания строгая последовательность)
-Хорошо ли мы разобрались в последовательности звеньев, узнаем, выполнив задание в группах. На партах вы видите конверты в них карточки со словами. Составьте из данных слов (рассыпанных) цепи питания.
(Задание№2)
Сосна-жук-дятел
водоросли – карась – щука
пшеница –мышь-змея
трава – заяц –лиса
(обратите внимание, что каждая цепь питания своего цвета)
-Давайте проверим ваши цепи питания. (Подхожу к любой парте и прошу прочитать одну цепь питания.)
-Дети правильно ли составлена цепь питания? Проверьте есть ли у вас такая цепь питания.
Молодцы!
5. Слайд. (Устная проверка)
7. Первичное закрепление знаний.
-Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Например, хищники. Как это случилось в Крымском заповеднике. Там расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревья.
-Ребята, что произойдет природе, если истребить всех волков?
(Цепь порвется. К нарушению цепи, экологическому бедствию)
-Правильно. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь.
8. Рефлексия.
(Макет)
-Так как все животные связаны между собой и живут в зависимости друг от друга, давайте создадим свой уголок дикой природы, в котором не будут нарушены цепи питания, чтобы не допускать экологическую катастрофу.
Первое звено цепи питания у нас уже есть.
-1й ряд ваша задача взять растительноядных.
-2й ряд ваша задача взять хищников
-3й ряд ваша задача взять насекомоядных и всеядных животных.
-Ребята подойдите ...
-Какой прекрасный, загадочный и интересный мир у нас получился.
-Мы молодцы!
-Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить природу? Какие правила поведения мы должны соблюдать на природе? (Не разорять гнезда, не ломать, ветки, не убивать животных)
И сразу:
Все – все на свете
На свете нужны
И мошки не меньше
Нужны чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Слайд6
-Я желаю вам бережно относиться ко всему живому на земле.
-Ребята, я предлагаю наш уголок украсить еще ярче и красочнее. Если вам понравился урок, выберите яркие камушки и добавьте их наш уголок природы, ну а если нет – возьмите черные.
- Молодцы, ребята. У нас только яркие камни. Мне с вами было очень приятно работать.
-А, чтобы вы не забыли о нашем уроке, я хочу вам оставить памятки о правилах поведения в природе.