Учить понимать поступки героев, давать им характеристики.
Оборудование: портрет писателя.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнем.
II. Речевая разминка.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
- Прочитайте скороговорку про себя.
- А теперь все вместе.
III. Повторение и закрепление знаний о жизни и творчестве писателя
- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Петром Павловичем Ершовым.)
Сейчас я буду зачитывать вам начало предложений из биографии П. П. Ершова, а вы должны будите продолжить.
Имя Ершова... (Петр Павлович.)
Он родился в .... (1816 году.)
Родился очень слабым, и родители, боясь потерять сына, решили.... (его продать.)
Охотно согласился это сделать.... (неведомый нищий.)
Заплатил он за мальчика.... (медный грош.)
Сказку «Конек - Горбунок» он написал в ..... (18 лет.)
-Молодцы! А сейчас мы будем проверять домашнее задание: выразительное чтение и параллельно работать над содержанием сказки.
Критерии оценки:
чтение без ошибок- 5;
1-3 ошибки- 4;
3 и более- 3.
IV. Проверка домашнего задания и изучение нового материала
1. Чтение сказки по частям (до слов «Стало сызнова смеркаться...».)
- С чего начинается сказка? (За горами, за лесами....)
- Что мы узнали об этой семье? (три сына: Старший – Данило; Средний – Гаврило; Младший – Иван.)
- Как вы понимаете выражение «Средний сын и так, и сяк...»?
- Как вы поняли выражение «пшеницу шевелить», «как бы вора соглядать»? (топтать пшеницу; наблюдать за вором.)
- Какой выход нашли братья, чтобы поймать, выследить вора? (караулить поочереди.)
- Объясните следующие выражения: «боязнь напала», закопался под сенник (в сено), «не ударил в грязь лицом». (Не опозорился).
- Как караулил старший брат? (Закопался под сенник.)
- Что он сделал, чтобы выглядеть убедительнее? (Облил себя водой.)
- Как отец отнесся к караулу старшего сына? («Ты, Данило, молодец! Не ударил в грязь лицом».)
2. Чтение следующего отрывка (до слов «Ладно, - думает Иван...».)
- Что значит следующие выражения: «стало сызнова смеркаться», «зубы начали плясать», «ударился бежать», «до животиков промерз».
- Как средний брат нес караул? (Всю ночь ходил дозором. У соседки под забором.)
- Что он сказал домашним, когда вернулся? (Всю я ноченьку не спал.. Всю я ночку проскакал.)
- Как отец отреагировал на караул Гаврилы? («Ты, Гаврило, молодец!)
- Объясните выражение «на печи в углу поет изо всей дурацкой мочи..»
- За что кобылица решила наградить Ивана? Каким образом? (Коль умел ты усидеть, Так тебе мной и владеть; Двух рожу тебе коней... Да еще рожу конька.)
- Что он должен был сделать? (Дай мне место для покою Да ухаживай за мною... Выпущай меня на волю.)
- Найдите описание Конька, которого обещала родить кобылица. Объясните, как поняли, каким он будет? (Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами...)
- Определите рост конька. (Конек ростом три вершка – приблизительно 13 см.)
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!
3. Чтение отрывка до слов «Вечер к ночи пробирался...».
- Какие слова и выражения вам были непонятны? (Балаган – шалаш, сарай; Рогожа – плетеная ткань из мочала; Малахай – головной убор, большая шапка на меху с наушниками; Плошка – плоский сосуд с фитилем для освещения; Жомах - тиски; Не померил – не очень вдумывался; Зельно – сильно; Яхонт – старинное название рубина и сапфира; Седмица – неделя.)
Разбираются непонятные слова и выражения.
- Найдите в тексте отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.
- Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?
- Почему же он так вел себя?
- Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына? (Сам старик не смог сдержаться, Чтоб до слез не посмеяться.)
- Объясните значение выражения «чудо разом хмель посбило». (Протрезвел.)
- Объясните значение выражения «так и дуют босиком» (Бегут босиком.)
- Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?
- Что они решили сделать?
4. Чтение отрывка до слов «Братья, то есть, испугались...».
- Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.
- Как он узнал о том, кто украл коней?
- Как он сумел отыскать воров?
V. Итог урока
- Понравился вам отрывок, из сказки?
- Как вы относитесь к поступку братьев?
- Какие чувства вы испытали при чтении сказки?
- Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 53 – 63 дочитать до конца; по желанию: ответить на 4 вопрос письменно на стр. 63.