Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
1.Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 3 класс, часть 2, М., Просвещение, 2023 г.
2. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Цель: Познакомить с новым разделом предмета русский язык – морфология, познакомить с морфологическим разбором имён существительных, с новым словарным словом.
Задачи урока:
Учить распознавать части речи;
Повторить и закрепить признаки имён существительных;
Развивать умение сравнивать и делать выводы;
Развивать умение выполнять грамматические разборы;
Работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
Воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Формировать понятия общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении имён существительных.
2. Формировать понятия значимости частей речи в русском языке.
Метапредметные:
Регулятивные
1. Осознавать задачу, принимать её; стремиться к успешному её решению.
2. Планировать свои действия.
3. Контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные
1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.
Познавательные
1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.
Личностные
1. Формирование положительных отношений к учению.
Ход урока
Организация класса.
Учитель: - Ребята, у нас с вами сегодня необычный день. К нам в школу пришли гости, и мы встречаем дорогих гостей на своём уроке русского языка. (Слайд 1)
- Старайтесь быть внимательными, работать активно, тогда в конце урока многие из вас за хорошую работу получат положительную оценку!
2. Проверка домашнего задания.
Дети в тетрадях пишут письмо по памяти
3. Актуализация знаний.
- Распределите и запишите слова в 4 столбца. (Слайд 2)
- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Что надо сделать, чтобы определить часть речи? (Задать вопрос)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Мороз, земля, Жучка, хвостом, собака).
- К какой части речи относятся эти слова? (Имена существительные)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
- Когда мы задаём вопрос кто? А когда - что? (Одушевлённые и неодушевлённые)
- Найдите среди всех слов одушевлённые. (Собака Жучка)
- Какое существительное дано в косвенной форме? (Хвостом)
- Как вы поняли, что это существительное? (Поставили в начальную форму и задали вопрос)
- Какие слова вы записали во второй группе? (Дворовая, весенняя.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные.)
- На какие вопросы отвечают прилагательные? (Какой? Какие? Какая?)
- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Виляет, смотреть)
- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы)
- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делает? Что делать? Что сделает?)
- У вас получилась ещё одна группа. Какие там слова? (На, в, под)
- К какой части речи относятся эти слова? (Предлоги)
- Мы можем задать к ним вопросы? (Нет, мы их запоминаем)
- Какова роль предлогов в нашей речи? (Предлоги служат для связи слов в предложении)
- А что такое предложение? (Два или несколько слов, связанных по смыслу)
4. Cамоопределение к деятельности.
- Найдите среди всех этих слов такие, которые можно объединить в предложение. Что у вас получилось? Дворовая собака Жучка виляет хвостом.
- Выполним синтаксический разбор.
- Какая группа слов получилась самая большая? (Имена существительные)
- Что вы знаете об имени существительном?
- Теперь прочитаем на экране.
(Слайд 3, 4)
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 5)
5. Работа по теме урока
Работа по учебнику:
1) работа по развитию речи и разбор предложений
2) разбор по составу слово – скворечники.
С. 13 упр. 395
6. Физкультминутка(Слайд 6)
Раз – поднялись, подтянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Упражнения в определении собственных и нарицательных слов. (Работа в парах)
- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Вам надо соединить линиями слова из первого столбца со словами второго столбца. (Слайд 7)
- Проверим ваши знания по другим предметам.
(Проверка.) (Слайд 8)
- Почему в левом столбце все слова записаны с заглавной буквы? (Это имена собственные, а в правом столбце – нарицательные)
Работа с новым словарным словом.
- Посмотрите на экран и подумайте, какое словарное слово сегодня появится в ваших словариках.
(На экране картинки по многозначности слова – язык) (Слайд 9)
- Какое слово запишем в словарь? (Язык)
- Объясните.
- Прочитайте выражение. (Найти общий язык)
- На что похоже это выражение? (На фразеологизм)
- Давайте разберём, какой смысл содержит этот фразеологический оборот?
(Когда люди согласны с мнением друг друга, им не приходится спорить и доказывать своё мнение. Достигнуть взаимопонимания в общении)
- Запишите известный вам любой фразеологический оборот со словом язык.
(Прикусить язык. Держать язык за зубами.)
- Объясните смысл выражений.
7. Обобщение изученного материала.
- Мы сегодня говорили о частях речи. Какую часть речи мы затронули больше всего?
- Все части речи живут в одной большой стране, которая называется «Морфология», а разбор слов, как часть речи называется - морфологический.
- Мы его выполняли, но так пока не называли.
- Выполним сейчас морфологический разбор слова – на деревьях
8. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С каким новым словарным словом вы познакомились?
- Оцените свою работу на уроке. (Светофоры - смайлики)