Развивающая: учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.
Воспитательная: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, преодоления трудностей, прививать интерес к предмету «Финансовая грамотность».
Дидактическая задача: формирование осознанного отношения к деньгам.
Планируемые результаты:
Предметные: владение понятиями: деньги, рубль; владение знанием: рациональное использование денег.
Метапредметные:
Регулятивные: умение совместно с учителем определять цели своего обучения; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; составлять план действия по решению проблемы;
проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; принимать другие позиции.
Личностные: развитие коммуникативных навыков через работу в группах, парах; уважительно и доброжелательно относиться к друг другу; сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, литературное чтение.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал
1.Организационный момент.
Дети заходят в класс под музыку и встают в круг - 1мин
- Приветствие гостей.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
1. Учитель выводит на тему занятия
- Что напоминает форма круга?Правильно, монету.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о монетах, деньгах, о финансовой грамотности.
- Тему занятия вы узнаете чуть позже, но итогом нашего мероприятия будет вот эта газета.Над выпуском газеты работают разные специалисты: дизайнеры, редакторы, журналисты. Сегодня на занятии мы свами и попробуем создать нашу газету. Для того чтобы наша газета получилась интересная, познавательная, работать надо дружно, слаженно, продуктивно.
2. Работа в парах
Конверты разного цвета раздаются заранее через одного. Доски берутся при входе.
-Сейчас мы с вами будем работать парами.
- Попрошу вас разбитьсяпарами.. Выньте материал из конверта. Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.
На выполнение задания дается 3 минуты. Сигнал
Задание 1 – «Собери пословицу» - 3 мин
- Поднимите доски с пословицами«Копейка рубль бережёт»
- Один ребенок зачитывает пословицу.
- Кто сможет объяснить смысл пословицы?
Один человек высказывает свое мнение.
(Чтобы накопить многое, надо не пренебрегать малым).
- У кого другая пословица, читай «Деньги любят счёт»
- Кто сможет объяснить смысл этой пословицы ?
(В денежных делах должен быть чёткий порядок).
- Мы собрали пословицы, а кто догадался какая же тема нашего занятия.
- Тема нашего занятия «Деньги любят счёт» она и будет названием нашей газеты.
Мини-рефлексия
На доске появляется название газеты
- Вы молодцы! С первым заданием справились на отлично.
Монеты разного цвета закреплены у детей.
- Прошу всех занять места согласно вашему цвету(дети заранее разбиты на группы, на столах стоят номера групп, в виде монет).
Дети рассаживаются за столы группами
- И так, перед тем как мы с вами начнем работу в группах давайте вспомним правила, которые нам помогут в дальнейшей работе.
- Кто вспомнил поднимите руки (вывесить на доску).Вспоминаем вместе с детьми. Правила вывешиваются на доску.– 1 мин
- Быть финансово грамотным это не только уметь зарабатывать деньги, хранить, аеще и уметь правильно распоряжаться деньгами. Давайте поучимся этому.
Задание 2 - «Кошелёк» - 5 мин
-У вас в кошельке 100 рублей. Вам нужно купить подарок другу. Посмотреть хватит ли вам денег. Отметьтечто вы купите?
На столах лежат конверты с заданием- листы на которых изображены: кукла, машинка, цветные карандаши, книжка, ручка и стоимость этих предметов
На работу дается 3 мин. – по сигналу
- Давайте посмотрим и вместе обсудим ваш выбор.
– Обьясните свой выбор. Хватит денег…
Слайд
Один говорит, остальные проверяют с образцом на доске. -1 мин
- Встаньте те, у кого получился такой же набор. Молодцы ребята, это говорит о том, что вы умело распоряжаетесь своими средствами.
Задание 3 «Отгадайте загадку и узнайте сказочного героя» - 10 мин
-Вам предстоит разгадать загадку, написать отгадку и ответить на мои вопросы.
- Как только группа будет готова , поднять копейки.
- Достаньте из конверта листок с загадкой.
Время работы 2 мин.
Проверка: ребенок читает загадку и отгадку.
Каждой группе задается вопрос.
1, группа - загадка про Буратино
Один ребенок читает загадку и отгадку.
Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с … (Буратино)
Вопрос группе
-Сколько денег было у Буратино?
( У него было 5 монет. Одной расплатился в харчевне, четыре золотые монеты закопал на Поле Чудес).
- Как он их потратил?
2 группа - Муха-Цокотуха
Просто по дороге шла И копеечку нашла, Самовар себе купила, Чаем всех жуков поила. Кто хозяйка-молодуха? Это — … . (Муха-Цокотуха)
Вопрос группе
- А как она нашла и потратила свои деньги?
3 группа –повесть-сказка А. Линдгрен
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне…
И пропеллер на спине! (Карлсон) Друг Карлсона – Малыш
- А на что копил деньги следующий герой?
Ну, конечно же, Малышкопилденежныесредства на покупку не игрушки, а настоящего, живого щенка. ... Малыш мечтал о верном друге. Он копил на собаку.
4 группа
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
(Матроскин) Матроскин и друг его пес Шарик.
Вопрос группе
А на что потратил деньги следующий герой?
Кот Матроскин на свою долю клада взял в аренду корову Мурку.
5 группа
Очень страшный и опасный,
Любит золото он страстно. Смерть его в иголке- в утке,
Любит он лишь злые шутки!
Он-противный, он-злодей.
А зовут его Кащей….
А на что тратил свои сбереженья этот герой. Он просто чах над златом?
Итог: - Кто из этих героев тратил деньги с пользой? - 2 мин
Поднимите монеты, кто согласен с ответом.
- Молодцы, вы замечательно справились и с этим заданием.
-Ребята давайте вспомним, что мы с вами узнали на занятиях по финансовой грамотности. (Узнали о том, что в мире существует очень много разнообразных монет, что на бумажных купюрах стоит защита от подделок(водяные знаки, мет.ленты, рельеф.поверхность).Илья Забунов и Муравлева Вика вам уже показывали свои коллекции. Сегодня, после нашего занятия, те кто не успел хорошо рассмотретьколлекции, могут остаться и еще раз изучить.
- Ребята, а давайте вспомним значение слова «нумизматика».
- Встаньте те, кто помнит («нумизматика»- коллекционирование монет).
- Поднимите руки те, кто знает , что означит слово «бонистика»- коллекционирование бумажных денег.
- Молодцы!
-Ребята, а вы знаете что финансово грамотный человек не только умеет зарабатывать деньги, разумно их тратить, но и правильно обращаться с деньгами. Как правильно обращаться с деньгами мы с вами узнаем, выполнив следующее задание. Работа индвидуальная.
-На столах у вас конверты, достаньте листочки с заданием, вам нужно выбрать только те советы, которые учат, как правильно тратить деньги
На выполнение задания дается – 3 минуты.
Советы детям
«Как правильно обращаться с деньгами»
№ пп
Совет
+ или -
1
Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
+
2
Соизмеряйте свои « хочу» и «могу».
+
3
Тратьте деньги не задумываясь.
-
4
Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
+
5
Пришли в магазин – покупайте всё, что хотите.
-
6
Старайтесь тратить деньги с умом.
Родители зарабатывают деньги свои трудом.
+
7
Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.
+
8
Научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
- Для повышения финансовой грамотности, нам предстоит выполнить следующее задание.Будем работать группами, вам потребуется применение полученных раннее знаний. Надо будет разгадать ребусы, которые для вас приготовили ребята нашего класса.
- Я попрошу выйти ребят со своими ребусами. Дети раздают группам ребусы.
- На задание дается 1-2 минута по моему сигналу начинаем и по сигналу заканчиваем.
- Какая группа будет готова поднимите руки лодочкой.
- У нас получились слова. Сверка с доской.(рубль, деньги, банк, товар
-Интересны были ребусы?
-Как мы можем связать, полученные слова с темой нашего занятия.(деньги- любят…, копейка рубль…., банк- разумно подходить к деньгам, сбережениям…_
- Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Подготовить индивидуальные ребусы.
Мини-рефлексия-вывести все ребусы на слайд, закрепить в рубрике «Путь к успеху».
Подойти к рубрике. Посмотрите ребята на газету, у нас осталась не оформлена пятая рубрика «Проба пера», вот ее нам и надо заполнить.
- В каждой газете обязательно работают художники. С фотографиями и рисунками газета становится интересней и ярче. Мы тоже украсим нашу газету рисунками ребят нашего класса. А творческое задание вы сможете сделать по желанию. Это может быть статья или рисунок, чтобы завершить нашу газету.Кому нужна будет моя помощь я смогу ее вам оказать.
Рефлексия: - 5 мин
- Следующим этапам нашего занятия уже знакомое нам упражнение «Углы». Посмотрите направо, записана цитата…. Читаю. Посмотрите налево, читаю. Прямо перед собой. Подойдите к той цитате, которая для вас понятна и ближе. Почему выбрали? Ответ детей.
Потому что все, чему учимся на этих занятиях важно, интересно. Полезно.
Цитаты о финансовой грамотности:
1. Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки
Финансоваяграмотность — это умение человека грамотно распоряжаться личными финансами: зарабатывать их, тратить, учитывать, распределять, использовать для создания денежных фондов, сохранять, накапливать, вкладывать и приумножать.
2. Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.
Джон Рокфеллер
Только вложив ваши силы, ваши способности и ваше драгоценное время, вы сможете достичь желаемых результатов.
3. Если хочешь иметь деньги, не теряй времени даром.
Бенджамин Франклин
Это означает: еслихочешь свободное время ( а у тебя нет его), тебе нужно постараться и выполнить всю работу, чтобы потом отдохнуть.
- Прочитай и скажи, как ты понимаешь смысл данного высказывания?
Итог:
- Спасибо всем за работу, вы отлично потрудились справились со всеми заданиями и заработали честным трудом вкусные рубли.Монеты получите на перемене. ( гостям шоколадные монеты раздать).38 мин