Конспект урока по ОС "Гармония", С. Есенин "Берёза "
Конспект урока по ОС "Гармония", С. Есенин "Берёза "
– познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Берёза”;
– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы;
– обогащать словарный запас учащихся;
– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
– воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую активность.
3 октября 2015 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 120 лет со дня рождения.
Этому событию был посвящен городской конкурс стихов, в котором участие принимали двое ребят из нашей школы, они стали призёрами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта, презентация, учебник «Литературное чтение», 2 часть
О. В. Кубасова.
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
3 октября 2015 года русскому поэту Сергею Есенину исполнится 120 лет со дня рождения.
Этому событию был посвящен городской конкурс стихов, в котором участие принимали 2 ребят из нашей школы, это Камкина Мария и Стволков Данилл, ученик 4а класса, они стали призёрами (слайд 1 )
Одно из стихотворений, нам прочитает Камкина Мария « Черёмуха»
На доске: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года.
Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.
30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".
2. а) Сообщения об авторе (слайд 2, 3).
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.
(слайд 4).
Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна. Отца – Александр Никитич.
(слайд 5).
С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.
Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.
Слайд 6. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.
3. Знакомство с поэтическим миром поэта.
1. Поэтическая минутка.
Стихотворение С. Есенина читает наизусть учитель, как бы невзначай, подойдя к окну, так как перед окнами школы, аллея берёзок.
(после паузы, учитель продолжает)
(слайд 6, 7 )Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина, которое называется “Берёза”. В 1914 году оно, стало первым опубликованным произведением Есенина и, было напечатано в детском журнале “Мирок”. Тогда поэту было 19 лет. В этом же журнале были напечатаны и другие стихотворения, которые мы с вами будем читать позже.
2. Видео «Белая берёза»
- Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:
- Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.
4. Чтение стихотворения учащимися.
Цель: постараться увидеть берёзу, почувствовать то, что ощущал поэт, любуясь русской берёзой.
5. Беседа по вопросам.
– Какие строки передают цветовые оттенки нарисованной поэтом картины природы? («Белая берёза», «принакрылась снегом, точно серебром», «горят снежинки в золотом огне»...)
– Особенно красив в этом стихотворении иней. Найдите и прочитайте строки о нём. (Дети читают вслух вторую строфу, после чего выполняют вторую часть задания № 2 учебника.)
– Какое время суток рисует поэт? (Утро.)
– По каким словам вы это определили?
– Солнечное это утро или пасмурное? (Утро солнечное: «Горят снежинки в золотом огне».)
– Прочитайте, как начинается заря зимой. («Лениво».)
6. Словесное рисование.
– «Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным на картине? (Берёза.)
– Значит, её мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет где? (Посередине листа.)
– Где растёт берёза? (Во дворе, перед окнами дома.) – Как об этом сказал поэт? (...) – Вот здесь мы нарисуем берёзу. А где нарисуем дом? (За берёзой. Окошки дома «смотрят» на неё.)
– Какая берёза – большая или маленькая (высокая или низкая)? (Высокая.)
– С чего начнём рисовать берёзу? (Сначала нарисуем ствол с чёрными пятнами.)
– А какие ветви у берёзы? (Тонкие, раскидистые, покрытые инеем.)
– А теперь нарисуем двор и дом. Какой нарисуем дом – городской или деревенский? (Деревенский.)
– Где нарисуем дом? (За берёзой.)
– Дом высокий или низкий? (Низкий, ниже берёзы.) Соотношение размеров дома и берёзы показывается на листе бумаги с помощью указки.
– Из чего построен дом? (Из брёвен.) – А какая у дома крыша? (...)
– Какие у дома окна? Чем они украшены? (...) – Нарисовали дом. А в окнах горит свет? (Нет, потому что это раннее утро, ещё все спят.)
– Что ещё нарисуем? (Рядом можно нарисовать дрова, сено, забор, которым ограждён двор.)
– А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком.
Заменяя чистый лист ватмана на лист с контурным рисунком, учитель говорит:
– Во дворе деревенского дома стоит берёза. Ветви её пушистые. За берёзой – домик с красивыми резными ставнями. Рядом с домом – поленница дров и сено. Откройте глаза.
Такую вы представили картину?
А теперь давайте раскрасим её. Начнём с берёзы.
Какого цвета её ствол? (Белый, с чёрными пятнами.)
– Какие ветви? (Белые, потому что в инее.)
– Как раскрасим дом? (Стены и крышу – коричневой краской, ставни – синей.)
– На крыше лежит снег. Какого он цвета? (Голубоватый.)
– А где ещё лежит снег? (На земле, на дровах.) – Какого цвета небо? (Розоватое, потому что восходит солнце.)
– Закройте глаза и представьте рисунок в цвете.
(Слайд 8.) 7. Словарная работа.
- Почему изображены ветки пушистые? Что означает слово «кайма»? Почему оно применимо к веткам берёзы? кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
- Какие кисти распустились? кисти – украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
Что означает слово «бахрома»? Что автор называет в стихах бахромой? бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
- Какой образ рисует автор, описывая берёзу? Кого представили? (девушка, которая накинула на плечи шаль или платок).
8. Работа по вопросам. Учебник стр. 5 №4 Литературное чтение. О. Кубасова.
– Какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение).
– с чем сравнивает поэт снег в первой строфе? (с серебром) – с чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой) – как называется этот приём? (сравнение)
Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется олицетворением.
А сейчас я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.
В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят? (в переносном, снежинки не могут гореть, как дрова)
Подберите синоним к слову “огонь”? (жар, пламя)
Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом).
А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (Зимой заря начинается позже, чем летом, как будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.
Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Многие его стихотворения положены на музыку.
(слайд 9) А сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины, её написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на неё и подумайте, как можно назвать эту картину? (Берёзы. Берёзы зимой.)
Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег.)
Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину “Февральская лазурь”. Слово “лазурь” означает оттенок синего цвета, яркий, с красноватым отливом. Именно такими красками изобразил художник небо и снег. Но художник и отличается от нас тем, что он очень внимательно всматривается в окружающий нас мир и подмечает что–то особенное, это особенное он и открыл нам в своей картине.
9. Итог урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Подведём итог: начните свои ответы со слов: я запомнил (а), узнал (а), повторил (а) удивил (ась)ся…
10. Домашнее задание на выбор
– выучить стихотворение наизусть;
– сочинить свое стихотворение о берёзе и прочитать наизусть;