Сообщение темы урока. А знаете ли вы, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Рассказать? Слушайте внимательно, я начну, а вы будете продолжать. Сказка: В некотором царстве, в некоторм государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение некоторых слов» (Слайд 3) Вышел вперед замОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это просто черточка». Рассердилось ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый. Как вы думаете какое теперь слово получилось? (зАмок, слайд 4). Вышел ирИс (слайд 5)«Да, я такой сладкий и липкий, что тебе, Ударение, не покинуть меня». Как вы думаете, что произошло? Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в Ирис (слайд 6). А теперь попробуйте сами закончить сказку. (слайд 7) На совете присутствовали слова: стрелкИ и гвОздики, распределитесь в парах по ролям – одни становятся стрелкАми, а другие – Ударением. Объясните, почему вы не боитесь ударения? Затем поменяйтесь ролями, Ударение становится гвОздиками. Выслушиваем мнения ребят. Вывод: Слова поняли, что не могут жить без ударения и отвели ему в слове почётное место. Не просто палочка, а волшебная. - А почему волшебная? (ударение может изменить значение слова) - А где можно узнать о значении слов? (в словаре) Ребята, а сейчас вернитесь к записанным словам, и скажите есть ли среди них такие, в которые могут не бояться ударения. КЛАСС, БЕРЁЗА ( в слове один слог, а в другом слове ё – всегда ударная) |