Цель:обобщение и уточнение знаний детей по темам: «Весна», «Насекомые», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Деревья»
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять, расширять представления, знания о сезонных изменениях в природе в весенний период;
совершенствовать грамматический строй речи (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, существительных в родительном падеже,образование относительных прилагательных)
Цель:обобщение и уточнение знаний детей по темам: «Весна», «Насекомые», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Деревья»
Коррекционно-образовательные задачи:
Закреплять, расширять представления, знания о сезонных изменениях в природе в весенний период;
совершенствовать грамматический строй речи (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, существительных в родительном падеже,образование относительных прилагательных)
Логопед:А это письмо от Маши. «Здравствуйте, ребята! Я собираюсь в гости к своему другу Медведю, но не знаю, проснулся ли он? Что мне делать? Помогите мне».
Ребята, как мы сможем помочь Маше?
Дети: Расскажем Маше о том, что происходит в природе весной.
Логопед: Мы отправляемся в весенний лес.
2.Основная часть.
Проводится самомассаж лица детьми.
Логопед: Давайте ощутим прикосновение весны.
Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).
Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).
По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).
А всё-таки солнышко светит ярче. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Логопед: Чтобы не скучать в пути предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику вместе с Машей
«Хлопни в ладоши, если услышишь слово о весне, если это слово не относится к весне топаем ногами»(развитие речевого слуха и восприятия)
-Логопед: Вспомним признаки весны.
Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, относящиеся к весне:листопад,ручьи, вьюга,половодье, ледоход, метель, ягоды, мороз, лужи, подснежник, март ,сосульки, капель.
Упражнение на определение первого звука в словах. ( нейроигра с ладошкой)
На столе лежат предметные картинки.
Ребенок называет картинку и определяет первый звук.
Логопед: Мы сможем попасть на весеннюю полянку, если определим первый звук в словах: паук, муравей, муха, пчела, кузнечик, комар, жук, бабочка, стрекоза, шмель, осы.
Логопед: Кто это?
Дети: насекомые.
Логопед:Что происходит с насекомыми весной?
Дети: насекомые просыпаются, выползают из своих домиков.
Логопед: Вот мы и в весеннем лесу. Звучит аудиозапись. Слад№1
Развитие дыхания
Логопед: Почувствуйте, какой чудесный воздух в весеннем лесу. Делаем вдох носом, а на выдохе говорим: Ах, какой чудесный воздух!
Посмотрите, сколько в лесу деревьев: и березы, и дубы, и липы, и клены, и сосны.
Проверим, на всех ли деревьях весна распустила листочки?
«С какого дерева лист?» (Упражнение в образовании относительных прилагательных) по предметным картинкам.
Это лист с березы (он какой?) – березовый
Дети: Лист с осины - …
Лист с дуба - ...
Лист с клена - …
Лист с липы -…
Логопед: Природа родного края
очень разнообразна и красива. В его лесах обитает много животных. Как мы их называем?
Дети: дикие животные.
Логопед: назовите, кого вы видите. Слайд №2
Дети: я вижу лису…
Логопед: Что в жизни животных происходит весной?
Дети: у животных рождаются детеныши.
Логопед: Проверим, у всех животных появились детеныши?
Словесное упражнение «У кого кто?
Слайд №3
У лисы – лисенок-лисята, у медведицы – медвежонок-медвежата, у волчицы – волчонок-волчата, у ежихи – ежонок-ежата, у белки – бельчонок-бельчата, у зайчихи – зайчонок-зайчата.
Физминутка дети выполняют движения по тексту.
Давайте расскажем стихотворение о веснеи изобразим движениями.
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. А.Плещеев.
Логопед: назовите птиц, которые вернулись к нам из теплых стран?
Дети: грач, скворец, ласточка, соловей, кукушка
Логопед: Как они называются? Слайд №4
Дети: перелетные
Логопед: Здесь вы видите по одной птице, а как сказать про много птиц?
Выполним упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных)
Словесное упражнение «Назови ласково»(образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Логопед: Самым главным признаком весны является яркое, теплое солнышко. Давайте поиграем в его любимую игру «Назови ласково».
(Логопед передает в кругу солнце, называет слово, а ребенок, у которого солнышко- называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме)Солнце - солнышко;луч - лучик;ручей – ручеек;дерево - деревце;лист - листик; туча-тучка; дождь -дождичек;облако – облачко;цветы – цветочки; трава-травка;лед -ледок; проталина-проталинка;лес-лесок; ветер-ветерок.
3.Заключительная часть. Логопед: Куда мы ходили?
Дети: в лес.
Логопед: Какие упражнения выполняли, в какие игры играли? (ответы детей)
Может Маша отправиться в гости к медведю?
А чтобы она не забыла, что происходит весной, вечером мы нарисуем картину для Маши о весне.