2.Этап актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии | Отгадывание загадаок и закрепление собственных знаний. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение отвечать на вопросы учителя. Формирование позиции положительного отношения к учению. Повторить тему прошлого урока (Кто такие птицы?), Мотивация к изучению нового материала | Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в лес. Для этого нам нужно вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке Дети: «Кто такие птицы?» Войдя в лес, мы сразу попадаем на лесную поляну и встречаем Муравьишку, который предлагает отгадать кроссворд. Отгадав его мы узнаем с какой группой животных мы будем знакомиться сегодня. Колыбель для деточек Из травы и веточек. (гнездо) Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? (сова) В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. (воробей) По лесу летало, В воду упало, В воде болталось И сухим осталось. (перо) Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. (курица) Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. Дети: Кто такие звери? | Слайд № 2 Кроссворд Фронтальная работа |
5.Этап реализации построенного проекта | Дети самостоятельно добывают информацию с помощью исследований. Умение работать в группах, слушать других, не перебивать, отвечать точно. Уметь анализировать, проводить операции синтеза и классификации. | – Сейчас мы будем работать группами. 1 группа-1 ряд – На классной доске распределите насекомых, рыб, птиц. (Среди животных 1 картинка звери – собака, овца). 2 группа-2 ряд – Соберите пазлы. 1 картинка – птица, 2 картинка– рыба, 3 картинка – корова. 3 ряд – работа в парах. Каждой паре выдается конверт с птицами, среди них 1 картинка со зверем. – Найди лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним? После выступления каждой группы ребята делают вывод, что у каждого животного разный размер, разная форма, но части тела одинаковые. Учитель: Ребята отгадав загадку, вы узнаете к кому в гости мы отправимся. Он животных многих выше, Безопаснее и тише. Глазки черные, как плошки, Очень маленькие рожки. Шея как высокий шкаф, А зовут его… (жираф) Назовите части его тела. Дети: Голова, шея, туловище, хвост, ноги Учитель: Муравьишка принес нам вопрос: Чем покрыто тело зверей? Дети: шерстью Работа в рабочей тетради стр. 27, № 1. Зарисовать шерсть | Работа в группах Картинки с изображением животных (мышь, лиса, заяц, олень) Слайд № 5 Слайд № 6 |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Формирование новых знаний расширение знаний учащихся о животных. | Учитель: Ребята, как вы думаете чем мама-лосиха кормит лосёнка, мама-лисица кормит лисенка, мама-ежиха кормит ежонка, мама-медведица – медвежонка, мама-зайчиха зайчонка, а волчица – волчонка? Дети: молоком Мудрая черепаха: звери выкармливают детенышей молоком. Учитель: Сделайте вывод. Кто такие звери? Дети: Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком. Вернемся к нашему вопросу, который задал нам Муравьишка. (К какой группе относится мышь?) Дети: мышь – зверь, т.к. тело покрыто шерстью. | Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону «Для любознательных» | Организация работы с учебником с целью получения новой информации. Умение работать в паре, слушать друг друга, высказывать свое мнение. | 1) Работа по учебнику. Учитель: а) Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете, открыв учебник с.39. С помощью аталаса-определителя узнайте этих зверей, назовите их. Учитель: Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? Дети: передние лапы большие. Учитель: Почему? Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы, лапы крота превратились в лопатки. Учитель: Что необычного в строении летучей мыши. Дети: У нее вместо лап крылья б) Муравьишка Вопросик пошёл играть в лес. Захотел он познакомиться с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите их найти. (Развитие внимания) 2) Рассказ о зверях- представители СМИ Учитель: Сегодня у нас в классе необычные гости- это журналисты из детского журнала для любознательных детей « Квантик» -представители СМИ. Послушаем их выступления. Загадка. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают. Загадка. Летом ходит без дороги, Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Загадка. – А кто зимой бывает белым, а летом серым? Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов. Загадка. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. – К какой группе мы отнесем этих животных? Почему? Учитель: – Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Крот, летучая мышь, кит. Крот – Что особенного в его передних лапах? Почему? Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. Летучая мышь – Что необычного в строении летучей мыши? Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. Кит – Что необычного в строении его тела? В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают найти киту пищу. Длина самого большого кита более 20м, а вес более100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать. Китиха очень заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китёнок выпивает 160 литров материнского молока, и каждый час прибавляет в весе на 2 кг. | Слайд № 11 Работа в парах Работа с учебником Слайды № 12-14 Заранее подготовленный ученик делает сообщение о муравьеде Заранее подготовленный ученик делает сообщение о верблюде Заранее подготовленный ученик делает сообщение о ките |
9.Этап включения в систему знания и повторения | Повторение ПДД, Воспитывать бережное отношение к природе, сформулировать правила по охране природы. | Учитель: А сейчас мы отправимся в гости к мудрой сове. Посмотрите, у нее необычная книга. Цвет переплета у этой книги красный. – Где вы встречаетесь с красным цветом? (Красный цвет светофора) – Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения) – Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой? Многие животные стали истребляться людьми из-за меха, мяса). Чтобы они не исчезли с планеты, животные занесены в красную книгу. (Приводятся примеры животных, которые занесены в красную книгу). Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому, делать все, чтобы спасать, защищать нашу природу. | Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 |
10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Обобщение и систематизации знаний, полученных на уроке. Обобщают полученную информацию. Делятся результатами деятельности. Проверяют свои знания о зверях и оценивают свою деятельность на уроке. | Наше путешествие подходит к концу. Возвращаемся на нашу поляну. Нас встречает мудрая черепаха. Мудрая черепаха просит открыть вас тестовые работы на стр. 16 и выполнить задания. Проверь себя. Оцените свою работу по шкале самооценки на вашей тестовой работе. (Все ответы правильные – высокий уровень, допущены 1-2 ошибки – средний уровень, 3 ошибки – низкий уровень) – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? - Как мы находили ответы на свои вопросы? Украсим поляну цветами. Для этого нужно оценить свое настроение на уроке: если вам было интересно возьмите красный цветок. Если вам было что-то непонятно - желтый цветок. А если на уроке вам было неинтересно скучно, то синий. | Слайд № 18 Картинка с полянкой, цветы разных цветов (красный, желтый, синий) |