kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Сердце матери"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме «Сердце матери» составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Урок построен на основе технологии этической беседы и разных форм работы, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся.

Для разработки данного урока за основу была взята тема №12 «Сердце матери» учебника М.Т. Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ "Сердце матери"»




Методическая разработка по предмету

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Основы светской этики


Технологическая карта урока на тему: «Сердце матери»

(4 класс)

Автор:

Тараканова Надежда Ивановна,

учитель начальных классов


г. Дубна

2021 г.







Технологическая карта

Учитель: Тараканова Надежда Ивановна
Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики.
Класс: 4
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема

«Сердце матери»

Цель

Создать на уроке условия для осознания роли матери в семье и в своей жизни; для выбора правильного отношения к родителям.

Задачи

Образовательные: расширить представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; узнать историю возникновения Дня матери; создать условия для эффективной работы на уроке; расширять лексический запас учащихся;

Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память; навыки парной и групповой работы; способность аргументировать своё мнение.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чуткое, внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Планируемые результаты

Личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение понимать и сопереживать чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, формирование мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку; проявление самостоятельности в поиске решения задачи, осознание важности полученных знаний.

Предметные результаты: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; анализировать текст; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в обсуждении, слушать собеседника и излагать свое мнение; принятие норм поведения в общении с матерью.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Основные понятия: сердце матери, сочувствие, сопереживание, самопожертвование, бескорыстие.

Технологии, методы

Средства ИКТ, проблемный диалог; проблемно-поисковые, практические, словесные

Формы деятельности

Беседа, работа с иллюстративным материалом (презентацией), парная и групповая работа учащихся, работа с учебником и карточками.

Средства обучения

Мультипроектор, экран, классная доска.

Ресурсы:

  • Основные


  • дополнительные


Учебник М.Т. Студеникин. ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс – М., Русское слово, 2020. Рабочая тетрадь к учебнику «ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс»

Аудиозапись песни « Мама – первое слово…». Презентация. Карточки с заданиями. Притчи.



Этап урока

Формы организации учебной деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(Универсальные Учебные Действия)

ЭОР

(Электронные образовательные ресурсы)

1.Организационный момент - 2 мин.

Цель: настроить учеников на работу, создать благоприятную атмосферу в классе

Коллективная

Учитель:

- Здравствуйте! Начинаем урок ОРКСЭ. Проверьте, все ли готово к уроку.

Звучит песня (фрагмент) « Мама – первое слово…» ( Автор слов: Юрий Энтин, музыки – Буржоа Жерар)

У: - Какие чувства и мысли возникли у вас при прослушивании этой песни? Какое слово в этой песне для вас самое главное?

Дети: Мама.

Настраивает учащихся на работу.

Включает музыку.











Ведет диалог с учащимися.

Подготовка класса к работе.

Слушают песню.











Вступают в учебный диалог с учителем и сверстниками.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, понимание необходимости учения; Регулятивные: контроль и оценка своей готовности к уроку, понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Запись песня (фрагмент) « Мама – первое слово…» ( Автор слов: Юрий Энтин, музыки – Буржоа Жерар)

2. Мотивационный (самоопределение к деятельности) – 5 мин.

Цель: мотивация к учебной деятельности; создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Фронтальная

У: - Составьте кластер к слову «МАМА»

С чем у вас ассоциируется слово «мама»?

Д: Мама – это тепло, дом, нежность, уют, доброта, любовь, ласка, радость, счастье…

У: Посмотрите на схему, получившуюся на доске. Что она вам напоминает?

Д: Солнце.

У: Почему возникла ассоциация «МАМА – СОЛНЦЕ»?

Д: Мама дает нам жизнь. Мама согревает нас своей любовью. Мама дарит радость, счастье.

У: Всё правильно, ребята. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова поэта Романа Ругина:

«Солнце не лучится в непогоду,

Вечно в доме не сберечь тепло.

Только сердце матери сквозь годы

Светит одинаково светло…»

Ведет диалог с учениками.

Записывает слова на доске.







Побуждает к размышлениям.





Выводит на экран слайд с эпиграфом урока.

Дети формулируют понятие, высказывают свое мнение.







Делают выводы на основе анализа.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, делать выводы на основе анализа объектов, осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные: слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Слайд 1.

3. Постановка учебной задачи – 3 мин.

Цель: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока. Составление плана работы.

Коллективная

У: Откройте учебник на стр. 113, прочтите тему нашего урока.

- Изучая эту тему, между кем мы будем рассматривать отношения?

Д: - Между мамой и ребёнком.

У: Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

-Какие вопросы можно обсудить, изучая эту тему?

Д: - Кто для нас «мама»? Какое оно «сердце матери»? Чем сердце матери отличается от других? Какой должна быть мама? Как нужно относиться к маме? Как и когда возник праздник День матери?

У: - Где мы сможем найти ответы на наши вопросы?

Д: В учебнике.

Ведет диалог.

Выводит на экран слайды с темой, целями и вопросами, на которые надо найти ответ на уроке.


Формулируют тему. Ставят перед собой цели и задачи на урок.

Личностные: освоение личного смысла учения.

Познавательные: выдвигать предположения о теме и целях урока, слушать вопросы учителя.

Регулятивные: контролировать правильность ответов обучающихся, принимать и сохранять учебную цель.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций

Слайд 2















Слайд 3.









Слайд 4.

4. Открытие нового знания (20 мин)

Цель: углубить представления учащихся о сердце матери.

Парная























Коллективная



































Фронтальная










Работа с текстом учебника (с.113 – 117) Задание: Прочитайте текст на странице 113 учебника и, обсудив с соседом, заполните правый столбец в таблице на карточке [1].











Первичное закрепление новых знаний. Проверка заполнения таблицы.

У: Давайте вспомним, что значит слово «традиция».

У: Глядя в таблицу, расскажите, что вы узнали о традиции проведения Дня матери.

Д: День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября. Эта традиция призывает поддерживать бережное отношение к матери. Возникла она в Древней Греции.

Физкультминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Продолжим работу с учебником, страница 114. Прочтите второй и третий абзацы. Так кто же мама для своего ребенка?

Д: Мама – это самый дорогой и близкий человек, который заботится и оберегает от невзгод и проблем; самый верный и преданный друг; мудрый учитель и воспитатель.

У: -Как вы думаете, легко ли быть МАМОЙ? Почему?

Послушайте притчу (небольшой поучительный рассказ). [2]

У: - Какова главная мысль этой притчи?

Д: Мама любит всех своих детей без исключения.

У: А за что же любит мама своих детей?

Д: Мама любит детей просто за то, что они есть.

Учитель контролирует выполнение работы.

















Ведет диалог. Открывает слайд презентации: «Традиция – это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками из поколения в поколение».











Читает стихотворение, показывает движения.





















Ведет диалог.

Читают текст. Выполняют задания по карточкам. Находят в тексте понятие и информацию Обсуждают правильность в парах. Заполняют правый столбец таблицы.













Дети составляют небольшой текст на основании таблицы.

















Выполняют движения.

























Читают текст, находят в нем ответы на вопрос?





Высказывают свое мнение.

Предметные: интерес и уважение к своей маме, углубление знаний об истории Дня матери

Личностные: принятие общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе пары, распределяют роли.

Слайд 5 (белый)



























Слайд 6





Слайд 7 (белый)






























































5. Самостоятельная работа в группах (5мин)

Цель:

каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что умеет, знает

Групповая

У: - Сейчас я предлагаю вам выполнить задания в группах. [3]

- Так уж повелось издавна на Руси, что воспитание детей лежало на женских плечах – доказательство этому мы находим в устном народном творчестве: в пословицах и поговорках.

1 группа: Перед вами разрезанные пополам пословицы о матери. Ваша задача собрать их и подумать, что объединяет все эти пословицы?

- Человеческое сердце устроено удивительным образом . Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие.

2 группа: Перед вами на листочках различные качества человеческой души. Вам нужно отобрать те, которые присущи маме. Наклеить их на изображение сердца. И дать ответ на вопрос: какие чувства живут в мамином сердце?




Организует работу в группах. Дает инструкции.

Слушают учителя.







1группа: собирает пословицы о матери.







2 группа: выбирает качества души, присущие маме.

Предметные: углубление знаний о человеческих качествах.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, выполнять различные роли в группе, понимать точку зрения другого.






































6. Закрепление пройденного материала (6 мин)

Фронтальная

У: - Материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем своим детям, несмотря на их порой не лучшее отношение к своей маме.

Послушайте еще одну притчу. [4]

О каких качествах матери говорится в притче?

- Что значит «сочувствие», «сопереживание», «самопожертвование», «бескорыстие»?

- Так какое оно, сердце матери? Чем отличается от других?

- Какое чувства испытал сын в этой истории? Почему?

- Как вы думаете, «сердце матери» надо беречь? Отчего?

- Каждый из вас уже в том возрасте, когда вы можете понять свою маму, помочь и посочувствовать, подарить ей радость. Нужно только захотеть и не быть равнодушными. Нередко вы расстраиваете мам своими поведением, поступками, оценками, обижаете их и сами на них обижаетесь.

- Как нужно относиться к маме?

- Помогать маме – это ваш сыновний и дочерний ДОЛГ.

- Берегите свою маму, пока она у вас есть. Почаще говорите ей: «Мамочка, мамуля, мамулечка – ты у меня самая лучшая, как хорошо, что ты рядом, что ты есть». И тогда у вас будет хорошо и спокойно на душе. Ведь мама - это счастье.

Читает притчу.

Ведет диалог.













Организует обсуждение. Открывает слайды.

Слушают притчу. Отвечают на вопросы. Рассуждают.













Формулируют ответы на вопросы.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, контроль результата своей деятельности.

Предметные: формирование позитивного опыта семейных отношений.

Коммуникативные: полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевые высказывания.

Регулятивные : осознавать важность полученных знаний.

























Слайды 8 -11



Слайд 12 (белый)

























































Слайд 13

7. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных целей с достигнутыми.











Домашнее задание.

(1минута)

Фронтальная

У: Подходит к концу наш урок.

- Какое же оно материнское сердце?

- Что главное вы извлекли из урока?

- Как вы считаете, тема, над которой мы работали, важна для вас?

Ответили мы на вопросы, которые ставили в начале урока?

Оцените свою работу на уроке.







У: Домашнее задание. Учебник, страницы 118-119, прочитать отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери», ответить на вопросы после него. РТ – стр.46, заполнить анкету «Моя мама».

Организует подведение итога урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Записывают домашнее задание.

Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности;

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


























Приложение:

  1. Карточки для парной работы:



Задание:

Прочитайте текст на странице 113. Найдите ответы в тексте и заполните правый столбец в таблице.

1. Высшая нравственная ценность - это


2. Какую традицию поддерживает праздник День матери?


3. Где впервые возникла эта традиция празднования Дня матери?


4. В России отмечают День матери




  1. Притча:

У одной матери спросили, кого из детей она больше любит?

На что она ответила:

— Того, что болен, пока не вылечится! Того, кто вышел, пока не вернется! Маленького, пока не вырос, и всех пока я не умру…



  1. Карточки для групповой работы:

1 группа:

При солнышке тепло,

при матери добро.

Нет милее дружка,

чем родима матушка.

Сердце матери

лучше солнца греет.

Мама в доме –

что солнышко на небе.

Солнце, как и родная матушка,

никого не обидит.

2 группа: (Листочки в виде маленьких сердечек)

радость

жестокость

сочувствие

уважение

трудолюбие

равнодушие

сопереживание

любовь

доброжелательность

милосердие

забота

грубость

сострадание

лживость

трусость

храбрость

самопожертвование

честность

верность

дружба

нежность

злоба

гордыня

бескорыстие



  1. Притча «Оплачено любовью»:

Как-то вечером, когда мама хлопотала на кухне, к ней подошел 11-летний сын с листочком бумаги на руках. Напустив на себя официальный вид, мальчик подал листочек маме.

Вытерев руки о фартук, мама начала читать: «Счет за мой труд: За подметание двора – 5 долларов, за уборку в своей комнате – 10 долларов, присмотр за сестричкой (три раза) – 15 долларов, за получение наивысшей оценки – 5 долларов, за вынесение мусора каждый вечер – 7 долларов. Итого: 42 доллара».

Закончив читать, мама нежно глянула на сына, взяла ручку и на обратной стороне написала: «За то, что носила тебя в животе 9 месяцев – 0, за все ночи, которые провела у твоей кроватки, когда ты болел – 0, за все те часы, когда успокаивала и забавляла тебя, чтобы ты не грустил – 0, за все те слезы, что вытирала из твоих глаз – 0, за все завтраки, обеды, ужины и бутерброды в школу – 0, за всю жизнь, которую посвящаю тебе каждый день – 0. Итого: 0».

Закончив писать, мама, улыбаясь, отдала листочек сыну. Мальчик прочитал написанное, и две огромные слезы потекли по его щекам, он перевернул лист и на своем счете написал: «Оплачено маминой любовью», затем обхватил маму за шею, прислонился, пряча лицо...



  1. Презентация

Список использованных источников и литературы:

1. Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.

2. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: /ред. И вступ. Ст. Л.И. Скворцова. - Оникс 21 в./ Мир и образование, 2007.

4. Музыка, песни – Интернет: https://wwv.zvuch.com/collections/children

5. Картинки - Интернет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Сердце матери"

Автор: Тараканова Надежда Ивановна

Дата: 12.01.2025

Номер свидетельства: 663385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка урока-праздника по ОРКСЭ "Сердце Матери""
    ["seo_title"] => string(63) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaprazdnikapoorksesierdtsiematieri"
    ["file_id"] => string(6) "278117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453037939"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Добродетель" "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-orkse-po-tiemie-dobrodietiel"
    ["file_id"] => string(6) "130302"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415877339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства