г. Дубна
2021 г.
Тема | «Сердце матери» |
Цель | Создать на уроке условия для осознания роли матери в семье и в своей жизни; для выбора правильного отношения к родителям. |
Задачи | Образовательные: расширить представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; узнать историю возникновения Дня матери; создать условия для эффективной работы на уроке; расширять лексический запас учащихся; Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память; навыки парной и групповой работы; способность аргументировать своё мнение. Воспитательные: воспитывать у учащихся чуткое, внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Планируемые результаты | Личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение понимать и сопереживать чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, формирование мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку; проявление самостоятельности в поиске решения задачи, осознание важности полученных знаний. Предметные результаты: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; анализировать текст; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в обсуждении, слушать собеседника и излагать свое мнение; принятие норм поведения в общении с матерью. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Основные понятия: сердце матери, сочувствие, сопереживание, самопожертвование, бескорыстие. |
Технологии, методы | Средства ИКТ, проблемный диалог; проблемно-поисковые, практические, словесные |
Формы деятельности | Беседа, работа с иллюстративным материалом (презентацией), парная и групповая работа учащихся, работа с учебником и карточками. |
Средства обучения | Мультипроектор, экран, классная доска. |
Ресурсы: | Учебник М.Т. Студеникин. ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс – М., Русское слово, 2020. Рабочая тетрадь к учебнику «ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс» Аудиозапись песни « Мама – первое слово…». Презентация. Карточки с заданиями. Притчи. |
Этап урока | Формы организации учебной деятельности | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (Универсальные Учебные Действия) | ЭОР (Электронные образовательные ресурсы) |
1.Организационный момент - 2 мин. Цель: настроить учеников на работу, создать благоприятную атмосферу в классе | Коллективная | Учитель: - Здравствуйте! Начинаем урок ОРКСЭ. Проверьте, все ли готово к уроку. Звучит песня (фрагмент) « Мама – первое слово…» ( Автор слов: Юрий Энтин, музыки – Буржоа Жерар) У: - Какие чувства и мысли возникли у вас при прослушивании этой песни? Какое слово в этой песне для вас самое главное? Дети: Мама. | Настраивает учащихся на работу. Включает музыку. Ведет диалог с учащимися. | Подготовка класса к работе. Слушают песню. Вступают в учебный диалог с учителем и сверстниками. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, понимание необходимости учения; Регулятивные: контроль и оценка своей готовности к уроку, понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Запись песня (фрагмент) « Мама – первое слово…» ( Автор слов: Юрий Энтин, музыки – Буржоа Жерар) |
2. Мотивационный (самоопределение к деятельности) – 5 мин. Цель: мотивация к учебной деятельности; создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Фронтальная | У: - Составьте кластер к слову «МАМА» С чем у вас ассоциируется слово «мама»? Д: Мама – это тепло, дом, нежность, уют, доброта, любовь, ласка, радость, счастье… У: Посмотрите на схему, получившуюся на доске. Что она вам напоминает? Д: Солнце. У: Почему возникла ассоциация «МАМА – СОЛНЦЕ»? Д: Мама дает нам жизнь. Мама согревает нас своей любовью. Мама дарит радость, счастье. У: Всё правильно, ребята. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова поэта Романа Ругина: «Солнце не лучится в непогоду, Вечно в доме не сберечь тепло. Только сердце матери сквозь годы Светит одинаково светло…» | Ведет диалог с учениками. Записывает слова на доске. Побуждает к размышлениям. Выводит на экран слайд с эпиграфом урока. | Дети формулируют понятие, высказывают свое мнение. Делают выводы на основе анализа. | Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, делать выводы на основе анализа объектов, осуществлять синтез, составлять целое из частей. Коммуникативные: слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. | Слайд 1. |
3. Постановка учебной задачи – 3 мин. Цель: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока. Составление плана работы. | Коллективная | У: Откройте учебник на стр. 113, прочтите тему нашего урока. - Изучая эту тему, между кем мы будем рассматривать отношения? Д: - Между мамой и ребёнком. У: Ребята, сформулируйте цель нашего урока. -Какие вопросы можно обсудить, изучая эту тему? Д: - Кто для нас «мама»? Какое оно «сердце матери»? Чем сердце матери отличается от других? Какой должна быть мама? Как нужно относиться к маме? Как и когда возник праздник День матери? У: - Где мы сможем найти ответы на наши вопросы? Д: В учебнике. | Ведет диалог. Выводит на экран слайды с темой, целями и вопросами, на которые надо найти ответ на уроке. | Формулируют тему. Ставят перед собой цели и задачи на урок. | Личностные: освоение личного смысла учения. Познавательные: выдвигать предположения о теме и целях урока, слушать вопросы учителя. Регулятивные: контролировать правильность ответов обучающихся, принимать и сохранять учебную цель. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций | Слайд 2 Слайд 3. Слайд 4. |
4. Открытие нового знания (20 мин) Цель: углубить представления учащихся о сердце матери. | Парная Коллективная Фронтальная | Работа с текстом учебника (с.113 – 117) Задание: Прочитайте текст на странице 113 учебника и, обсудив с соседом, заполните правый столбец в таблице на карточке [1]. Первичное закрепление новых знаний. Проверка заполнения таблицы. У: Давайте вспомним, что значит слово «традиция». У: Глядя в таблицу, расскажите, что вы узнали о традиции проведения Дня матери. Д: День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября. Эта традиция призывает поддерживать бережное отношение к матери. Возникла она в Древней Греции. Физкультминутка Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. Продолжим работу с учебником, страница 114. Прочтите второй и третий абзацы. Так кто же мама для своего ребенка? Д: Мама – это самый дорогой и близкий человек, который заботится и оберегает от невзгод и проблем; самый верный и преданный друг; мудрый учитель и воспитатель. У: -Как вы думаете, легко ли быть МАМОЙ? Почему? Послушайте притчу (небольшой поучительный рассказ). [2] У: - Какова главная мысль этой притчи? Д: Мама любит всех своих детей без исключения. У: А за что же любит мама своих детей? Д: Мама любит детей просто за то, что они есть. | Учитель контролирует выполнение работы. Ведет диалог. Открывает слайд презентации: «Традиция – это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками из поколения в поколение». Читает стихотворение, показывает движения. Ведет диалог. | Читают текст. Выполняют задания по карточкам. Находят в тексте понятие и информацию Обсуждают правильность в парах. Заполняют правый столбец таблицы. Дети составляют небольшой текст на основании таблицы. Выполняют движения. Читают текст, находят в нем ответы на вопрос? Высказывают свое мнение. | Предметные: интерес и уважение к своей маме, углубление знаний об истории Дня матери Личностные: принятие общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе пары, распределяют роли. | Слайд 5 (белый) Слайд 6 Слайд 7 (белый) |
5. Самостоятельная работа в группах (5мин) Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что умеет, знает | Групповая | У: - Сейчас я предлагаю вам выполнить задания в группах. [3] - Так уж повелось издавна на Руси, что воспитание детей лежало на женских плечах – доказательство этому мы находим в устном народном творчестве: в пословицах и поговорках. 1 группа: Перед вами разрезанные пополам пословицы о матери. Ваша задача собрать их и подумать, что объединяет все эти пословицы? - Человеческое сердце устроено удивительным образом . Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. 2 группа: Перед вами на листочках различные качества человеческой души. Вам нужно отобрать те, которые присущи маме. Наклеить их на изображение сердца. И дать ответ на вопрос: какие чувства живут в мамином сердце? | Организует работу в группах. Дает инструкции. | Слушают учителя. 1группа: собирает пословицы о матери. 2 группа: выбирает качества души, присущие маме. | Предметные: углубление знаний о человеческих качествах. Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, выполнять различные роли в группе, понимать точку зрения другого. | |
6. Закрепление пройденного материала (6 мин) | Фронтальная | У: - Материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем своим детям, несмотря на их порой не лучшее отношение к своей маме. Послушайте еще одну притчу. [4] О каких качествах матери говорится в притче? - Что значит «сочувствие», «сопереживание», «самопожертвование», «бескорыстие»? - Так какое оно, сердце матери? Чем отличается от других? - Какое чувства испытал сын в этой истории? Почему? - Как вы думаете, «сердце матери» надо беречь? Отчего? - Каждый из вас уже в том возрасте, когда вы можете понять свою маму, помочь и посочувствовать, подарить ей радость. Нужно только захотеть и не быть равнодушными. Нередко вы расстраиваете мам своими поведением, поступками, оценками, обижаете их и сами на них обижаетесь. - Как нужно относиться к маме? - Помогать маме – это ваш сыновний и дочерний ДОЛГ. - Берегите свою маму, пока она у вас есть. Почаще говорите ей: «Мамочка, мамуля, мамулечка – ты у меня самая лучшая, как хорошо, что ты рядом, что ты есть». И тогда у вас будет хорошо и спокойно на душе. Ведь мама - это счастье. | Читает притчу. Ведет диалог. Организует обсуждение. Открывает слайды. | Слушают притчу. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Формулируют ответы на вопросы. | Личностные: нравственно-этическая ориентация, контроль результата своей деятельности. Предметные: формирование позитивного опыта семейных отношений. Коммуникативные: полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевые высказывания. Регулятивные : осознавать важность полученных знаний. | Слайды 8 -11 Слайд 12 (белый) Слайд 13 |
7. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин) Цель: соотнесение поставленных целей с достигнутыми. Домашнее задание. (1минута) | Фронтальная | У: Подходит к концу наш урок. - Какое же оно материнское сердце? - Что главное вы извлекли из урока? - Как вы считаете, тема, над которой мы работали, важна для вас? Ответили мы на вопросы, которые ставили в начале урока? Оцените свою работу на уроке. У: Домашнее задание. Учебник, страницы 118-119, прочитать отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери», ответить на вопросы после него. РТ – стр.46, заполнить анкету «Моя мама». | Организует подведение итога урока. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Записывают домашнее задание. | Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности; Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | |
— Того, что болен, пока не вылечится! Того, кто вышел, пока не вернется! Маленького, пока не вырос, и всех пока я не умру…
Как-то вечером, когда мама хлопотала на кухне, к ней подошел 11-летний сын с листочком бумаги на руках. Напустив на себя официальный вид, мальчик подал листочек маме.
Вытерев руки о фартук, мама начала читать: «Счет за мой труд: За подметание двора – 5 долларов, за уборку в своей комнате – 10 долларов, присмотр за сестричкой (три раза) – 15 долларов, за получение наивысшей оценки – 5 долларов, за вынесение мусора каждый вечер – 7 долларов. Итого: 42 доллара».
Закончив читать, мама нежно глянула на сына, взяла ручку и на обратной стороне написала: «За то, что носила тебя в животе 9 месяцев – 0, за все ночи, которые провела у твоей кроватки, когда ты болел – 0, за все те часы, когда успокаивала и забавляла тебя, чтобы ты не грустил – 0, за все те слезы, что вытирала из твоих глаз – 0, за все завтраки, обеды, ужины и бутерброды в школу – 0, за всю жизнь, которую посвящаю тебе каждый день – 0. Итого: 0».
Закончив писать, мама, улыбаясь, отдала листочек сыну. Мальчик прочитал написанное, и две огромные слезы потекли по его щекам, он перевернул лист и на своем счете написал: «Оплачено маминой любовью», затем обхватил маму за шею, прислонился, пряча лицо...
1. Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.
2. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: /ред. И вступ. Ст. Л.И. Скворцова. - Оникс 21 в./ Мир и образование, 2007.
4. Музыка, песни – Интернет: https://wwv.zvuch.com/collections/children
5. Картинки - Интернет.