Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ : «Отношение к природе»»
XII Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы
с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Номинация : «Лучшая методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»
Тема урока: «Отношение к природе»
Подготовила: учитель начальных классов
МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»
Шерахтеева Саглара Григорьевна
Методическая разработка урока по ОРКСЭ.
Тема 13 урока: «Отношение к природе»
Цель:
расширять и углублять природоведческие знания учащихся
Задачи:
-воспитывать уважительное и бережное отношение к природе и к животным;
-помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы;
-развивать чувство уважения и любви к родному краю, малой родине.
Оборудование: компьютеры, учебники ОРКСЭ «Основы буддийской культуры 4 – 5», фотографии, картины, плакаты с поговорками.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать.
2. Повторение пройденного материала
- Ребята, сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по пройденным темам. (Приложение 1) 3. Сообщение темы и цели урока. - Есть просто храм,
Есть храм науки.
А еще есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
– Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой- всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Правильно, сегодня мы поговорим о природе и о бережном отношении человека к природе.
4. Работа по теме.
Беседа учителя с обучающимися.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Как вы думаете, проблема бережного отношения к природе появилась сейчас или еще в древности? Пословицы свидетельствуют, что уже много лет тому назад человек стал задумываться, как сохранять природу.
Задание: Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах лежат листочки (Приложение 2 ), вместе с соседом по парте продолжите пословицы:
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса -… (посади).
Умей охотиться, умей и о диче … (заботиться).
Враг природы тот, кто леса… (не бережет).
Береги природу любимую, как мать … (родимую).
- Молодцы! Справились с заданием.
Обсуждение темы урока учителя с обучающимися:
- Согласно буддийскому учению, существует тесная связь между окружающей средой и людьми. Земля – это наш общий дом. Это место, где мы живём. В наших собственных интересах заботиться о ней. В буддизме считается, что карма человека, неуважительно относящегося к природе, становится несчастливой.
- Как вы думаете, как человек может побеспокоить живых существ?
- Правильно. Не стоит, например, громко разговаривать и смеяться в лесу, возле речки, озера, в степи. В буддизме существует система запретов, которые оберегают природу.
5. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сядь.
Закрепление.
- Отгадайте загадку:
Это кто под нашей крышей Маленький слепил домишко? Из окошка уже слышен Чей-то звонкий голосишко. (Ласточка)
- Правильно. Калмыки бережно относились и к живой природе. Не на всякое животное и не на всякую птицу можно было охотиться.
В поэме Д. Кугультинова отводится место Притче о ласточке, которая спасла человеческий род от истребления. В этой поэме описывается два варианта этой притчи.
Мертвой нашли её на пути.
Было ей горько, было и тяжко…
Не пожалела жизни бедняжка,
Чтобы других от смерти спасти.
- Отгадайте следующую загадку:
Клин летит курлыча к югу, Не желая встретить вьюгу. Облетая пол Земли, Вдаль несутся - … (Журавли)
- Запрещалось охотиться на журавлей, трогать их кладку или птенцов.
Наибольшим уважением пользовался лебедь. В него могли стрелять только знатные люди. В эпосе «Джангар» в главе о Хоӊһре говорится:
Как это конь и человек
Очутились на кряже таком,
Где не бывало жизни вовек!
Насытим их и напоим.
И лебеди вложили им
Живительные зёрна в уста.
- Отгадайте третью загадку:
Чёрный шнурок,
По травке ползёт,
Два жёлтых «фонаря»,
На голове горят всегда!
(Уж)
- Почтительно относятся к ужу. Если он заполз в дом, его бережно выносят, поят молоком.
Также у калмыков есть обычай, не разрешающий стрелять в сайгаков, стоящих кучкой. Считалось, что в это время их доит сам Белый Старец (Цаһан Аав), хозяин земли и всех животных. Волка калмыки считали "собакой неба" и почитали, несмотря на то, что он хищник. Возможно, за то, что он своеобразный «санитар».
- Видите, с какой нежностью, любовью и трепетом относились наши предки к живым существам. У народов, исповедующих буддизм, даже носки обуви плавно загнуты вверх, чтобы уберечь и не поранить благословенную землю. (Приложение 2)
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать запрещающие знаки, как нельзя вести себя по отношению к природе, чего нельзя делать. (звучит аудиозапись «Тибетская флейта»)
7. Задание на дом.
- Домашнее задание у вас будет на выбор:
- подобрать пословицы и поговорки об отношении человека к природе;
- составить кроссворд на тему «Природа»;
- нарисовать рисунок на тему "Береги природу";
- привести примеры плохого и хорошего отношения к природе из жизни других людей и из собственной жизни.
8. Рефлексия
Учитель: Завершите фразы по теме (запись на доске)
Я понял (а), что …
Оказывается, что …
Мне нравится, что …
- У вас на столах лежат листочки зеленого и красного цвета. Если наш урок вам понравился и вам было интересно, то выйдите к доске и приклейте к нашему волшебному дереву листок зеленого цвета. Если считаете, что на уроке было скучно и вам не понравилось, приклейте листок красного цвета.
9. Оценивание
- Сегодня вы все очень хорошо поработали. Мне было приятно беседовать с вами. Поэтому все получают звёздочки, можете приклеить их в свои рабочие тетради по ОРКСЭ.
Приложение 1.
Вопросы:
Кто является основателем буддийского учения?
Дайте определение слову «аскет».
Что такое карма?
Опишите как выглядит в иконографии Авалокитешвара.
Приложение 2
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса -… (посади).