kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Николай Заболоцкий, "Сентябрь"". Урок Литературного чтения. 4 класс. УМК «Перспективная начальная школа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и дидактическая задача урока:

  • Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
  • Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
  • При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
  • Подвести детей к мысли о том, что красота осенней природы так трогательна и богата яркими красками, что для её описания недостаточно только поэтического слова. Чтобы описание стало более полным, требуется также работа художника с его яркими красками.
  • Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н Заболоцкий. Сентябрь. Стихи»

Приложение 1

Николай Заболоцкий

СЕНТЯБРЬ

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/105.htm



Просмотр содержимого документа
«Н Заболоцкий. Сентябрь.Урок»

МКОУ Шубенская СОШ

Зональный район

Алтайский край














Урок:





Литературное чтение

4 класс

УМК «Перспективная начальная школа»






Неверова

Ольга Ивановна

учитель начальных классов







Цель и дидактическая задача урока:

  • Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.

  • Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.

  • При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

  • Подвести детей к мысли о том, что красота осенней природы так трогательна и богата яркими красками, что для её описания недостаточно только поэтического слова. Чтобы описание стало более полным, требуется также работа художника с его яркими красками.

  • Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение», 1 ч., 4 класс.

Условные обозначения: У – учитель, Д – дети.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Тема и цель урока.

У: Давайте определим тему сегодняшнего урока.  Как это сделать?

Д: Нужно  открыть  «Содержание».

У: Откройте  «Содержание». Прочитайте тему сегодняшнего урока и название раздела, в котором он находится.

Д: Раздел «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека», урок: Николай Заболоцкий. «Сентябрь».

У: Как вы догадались, что это тема именно сегодняшнего урока?

Д: Раз тема прошлого урока: Давид Самойлов. «Красная осень», значит следующая тема – это сегодняшний урок.

У: Тогда откройте страницу 103. Этот урок рассчитан на 1 час.

  • Скажите, какие цели вы поставите перед собой?   

  • А что вам поможет?

Д:

  • Мы познакомимся с новым стихотворением.

  • Попытаемся понять его содержание, тему, главную мысль.

  • Понаблюдаем, какие художественные приёмы использовал автор стихотворения.

  • Выясним, как произведение связано с названием раздела о красоте природы и человека.


3. Работа с текстом стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь».

Учитель читает стихотворение.

Приложение 1. http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/105.htm

У: В сносках внизу страницы прочитайте слова «морок», «орешина», «зыбкий», а в толковом словаре – «полотно». Что они обозначают?

Д (читают): «Морок» (устар.) – то же, что мрак.

«Орешина» - то же, что орешник.

«Зыбкий» - здесь: имеющий неясные очертания.

Д: с.180 в Толковом словаре: «Полотно – 3. Картина (обычно на холсте). Например: известное полотно Кустодиева.»

У: Найди и прочитай строфу, посвящённую описанию непогоды. Но прежде чем читать, прочитайте Мишино мнение об описании непогоды.

Д (читают): «Хоть и непогода, а описано не скучно! – сказал Миша. – Всё можно представить! Ты разделяешь Мишино мнение?»

Д читают первую строфу стихотворения.

У: Вы согласны с Мишей? Почему описание непогоды Мише показалось нескучным?

Д: Я согласен с Мишей. Читать интересно, потому что поэт использует много художественных приёмов. Например: «большие горошины» дождя, «тополь взъерошенный» закрывается «изнанкой листа».

У: Что делает картину непогоды такой выразительной? С помощью какого приёма поэт добивается такой выразительности?

Д: Поэт пользуется приёмом олицетворения: тополь под проливным дождём напоминает взъерошенного человека, а «серебристой изнанкой листа» дерево пытается укрыться от ливня, как человек, попавший под дождь без зонта, старается прикрыть голову сумкой, пакетом, газетой.

У: Ребята, а вы замечали когда-нибудь, как серебристые тополя «меняют» цвет листьев под порывами ветра?

У: Прочитайте слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени. Какое чудо преображает картину осеннего дня? С чем поэт сравнивает слой облаков? Как подчёркивает, что он очень плотный?

Д: Границей служат слова второй строфы (читают): «…сквозь отверстие облака…// Первый луч, пробиваясь, летит».

Д: Слой облаков в этом стихотворении – «каменные плиты» с арками-отверстиями. Плотность облаков – царство тумана и морока.

Д: Чудо, вмиг преобразившее картину этого осеннего дня, - первый луч солнца, пробившийся сквозь облака.

У: Какого цвета листики на орешине? Почему поэт не употребляет слова «жёлтый», «красный», а использует слова «золотой», «гранатовый»? Какие из этих слов передают не только цвет, но и свет? С чем или с кем сравнивает поэт орешину?

Д: Обычный человек сказал бы: орешник в конце сентября жёлтый и красный. Поэт окружающий мир видит в более ярких красках: орешник для него «золотой», «гранатовый». Эти слова передают не только цвет, но и свет. «Орешина, вспыхнув», «словно девушка», «засияла» золотым, как огонь, и гранатовым.

У: Как вы думаете, а если бы не было дождя, смогли бы деревья столь ярко засиять в лучах солнца?

Д: Без дождя краски не были бы такими яркими, сияющими, сверкающими.

У (читает интригу): «Перечитайте две последние строфы, - сказала Евдокия Васильевна. – Что же должен нарисовать художник: деревце (орешину), похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце? Как вы ответите на этот вопрос?

Д: Кажется, поэт просит нарисовать девушку. Но эта девушка очень необычная. Она должна быть стройной, как деревце. У поэта её образ зыбкий: она то ли царевна, то ли орешина гранатово-золотая. Лицо девушки заплакано: ведь недавно прошёл дождь. Деревья в лесу осыпались «большими горошинами» дождя.

У (читает интригу):

«– Художник должен нарисовать такую… девушку-деревце, - сказал Костя.

– Это как же? – удивился Миша.

– Иногда художники изображают душу предмета. Я сам видел. Вот в «Музейном доме» есть «Жемчужина» Михаила Врубеля: так там внутри жемчужины живут такие же зыбкие девы, как эта девушка-орешина. Всем захотелось в «Музейный дом».

– А вы согласны с мнением Кости? Или кто-то представляет царевну другой?

Дети читают стихотворение вслух для класса, дают оценку чтения товарища.


4. «Поход в «Музейный дом». Работа с картиной Михаила Врубеля «Жемчужина».

Рисунок 1 http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0163/pic0163_800.jpg

У: Внимательно рассмотрите картину Михаила Врубеля «Жемчужина». Что находится в центре композиции?

Д: Жемчужина.

У: Обратите внимание, как интересно она изображена. Можно ли предположить, что она ещё растёт, вбирая в себя окружающие формы? Что изображено сверху и сбоку от жемчужины?

Д: Створки раковины. Внизу – две девы («душа» жемчужины).

У: Как можно догадаться, что эти девушки – феи жемчуга?

Д: В их волосах есть украшения из жемчуга.

У (читает интригу):

«– Одна фея окрашивает жемчужину в голубой цвет, а другая – в розовый, – сказала Таня Перова.» Почему Таня считает, что одна фея окрашивает жемчужину в голубой, а другая – в розовый цвет?

Д: Одна девушка в розовых одеяниях, а другая – в голубых. И розовый, и голубой цвета видны на жемчужине.

У (читает интригу):

«– Мне кажется, они невесомые – покачиваются себе на волнах, – сказала Маша.»

  • Тебе понравилось Машино наблюдение?

  • Возникает ли у тебя впечатление волны, которая сейчас накроет этих дев? А впечатление водной бездны в самом центре жемчужины? А разноцветной. Тающей на глазах морской пены (если смотреть на прозрачные платья дев)?

Д: На картине видно, что девушки не заперты в раковине. Чем дольше смотришь на картину, тем больше как бы втягиваешься в неё. Кажется, что и ты там находишься, с девами, которые спокойно плывут в океанских волнах. В центре картины – страшная морская пучина.

У: Можно ли сказать, что художник Врубель прибегает к приёму олицетворения?

Д: Да, ведь жемчужина – это и прелестные юные девушки, и морская бездна.

У (читает интригу):

«И самое главное: жемчужина переливается и светится! – сказал Костя». Ты тоже считаешь такое впечатление главным, или у тебя другое мнение? Прав ли Костя?

Д: На картине, если вглядеться, три цвета: белый, розовый и голубой. Эти цвета плавно перетекают один в другой. Если просмотреть картину слева направо, в движении, то кажется, что жемчужина переливается.

У: А вы видели когда-нибудь жемчужину? Красота жемчужины создана перламутром, в котором действительно переливаются эти цвета. Если вы видели жемчуг. То правда ли, что Михаилу Врубелю удалось передать сияющую красоту перламутра?


5. Подведение итогов урока.

У: Как вы считаете, картина Михаила Врубеля помогла вам лучше разобраться в стихотворении? Какие впечатления дополнила?


6. Домашнее задание: учебник 1 ч., с.103 – 105, стихотворение выучить наизусть, ответить на вопросы.

Литература:

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова,  М.Л. Каленчук и другие.  – Издание 3-е, испр. – М: Академкнига/Учебник, 2006. – 195 с.

  2. Чуракова. Литературное чтение [Текст]: 4 кл. : Учебник. : В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 3-е изд. –М. : Академкнига/Учебник, 2009. – Ч.1: 192с., 16 с. репрод.: ил.

  3. Чуракова Н.А. и др. Литературное чтение [Текст]: 4 класс: Методическое пособие/Н.А.Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник,2007. – 249 с.

Источники:

http://www.stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/105.htm - Николай Заболоцкий «Сентябрь»

http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0163/pic0163_800.jpg - Михаил Врубель. «Жемчужина».

Рисунок на титульном листе создан автором.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Неверова Ольга Ивановна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176012


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1520 руб.
2530 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства