ОРКСЭ. Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме.
ОРКСЭ. Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры в своей стране и своём селе. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ. Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме.»
Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики.
Модуль: Основы православной культуры.
Учитель: Давыдова Елена Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ « УВК села Степановка Шахтёрского м. о.».
Тема: Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме.
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм».
Познакомить с назначением и устройством православного храма.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры в своей стране и своём селе.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: компьютер, презентация слайдов.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: формирование способности к самооценке;
Метапредметные УУД: решение проблем творческого и поискового характера; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Предметные УУД: расширение представлений о значении православия в жизни людей; ознакомление с устройством православного храма.
Ход урока
Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняюсь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
II. Актуализация знаний учащихся.
Мой Храм меня встречает тишиной, Где свежий воздух - древних стен прохлада, Вся суета осталась за спиной, Душе уставшей церковь как награда. Здесь нет призывов, суетных речей, Немыслимо злословие и крики, Мерцает пламя золотых свечей, На тёмных досках оживают лики. Мой храм меня встречает тишиной, Привычны взгляду старые иконы. Вся суета осталась за спиной, Здесь мир иной и здесь свои законы.
– Дети, посмотрите на эти фотографии. Как называются эти здания? Что их объединяет? Что у них общего?
–Правильно, это храмы. Как вы думаете, что такое храм?
–Попробуйте дать определение этому слову. Фотографии помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»:
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.)
–Слово храм означает «здание», «дом».
III. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
-Кто же назовет тему нашего урока? (Храм)
-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
–Зачем люди посещают храмы? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? Это вопросы, на которые мы сегодня будем искать ответы.
IV. Вступительное слово учителя.
Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.
–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест.)
–Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не поселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. Наше село – не исключение.
V.Заочная экскурсия в храм села Степановка.
В селе Степановка есть храм Рождества Пресвятой Богородицы. Престольным праздником (днём открытия церкви) является праздник Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). В 1877 году в центре села было построено здание церкви. Эта постройка имела форму креста. Купола церкви можно было увидеть из любой части села. В 1943 году, во время освобождения села от фашистских захватчиков, церковь была разрушена. Позже это здание отремонтировали и расположили там сельский дом культуры, который работает и сейчас. Церковь открыли в нетиповом здании (в обычном сельском доме) по адресу: ул. Южная, 18.
Настоятель храма: протоиерей Александр Немшилов. Матушка, Вера Немшилова, прославляет Имя Божие с церковного хора.
-Давайте пройдём в притвор.
Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
-Мы проходим в самую большую часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В православном храме людей встречают иконы, свечи. В центре стоит аналой с иконой праздника.
Аналóй - это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.
-И священники. Они здесь служат.
- А что такое служба? – спросите вы.
-Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.
-Во время службы священник совершает каждение.
Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.Каждения напоминает о том, что из свечи дым возносится кверху, и его благоухание радует окружающих.
В храме стоит много свечей. На квадратных подставках ставят свечки «за упокой», за умерших. На круглых подставках ставят свечи «за здравие», за здоровье и благополучие живых людей.
-Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
-Можно ли молиться без иконы?
Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.Можно молиться о людях и о животных, о друзьях и о врагах.
Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.
В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей, не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.
- Это не секретная комната. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено.
- В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.
IV. Ознакомление с правилами поведения в храме.
В разных местахчеловек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.
Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме?
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.
К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
-Как мы заходим в храм?
-Как мы стоим во время богослужения?
VI.Проверка усвоения нового материала.
- В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении. А теперь подумайте и запишите на карточка, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
VII. Подведение итога урока.
– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
VIII. Рефлексия.
- Ребята! У вас на парте лежат фигурки голубей. Голубь - символ мира, любви и согласия. Напишите, какие душевные качества помогут вам построить свой храм души. И прикрепите их на доску.