Просмотр содержимого документа
«Скульптура в музее и на улице»
КОНСПЕКТ
урока по изобразительному искусству
Тема: Скульптура в музее и на улице
Учитель: Панченко Вита Владимировна
Класс: 3
Тема: Скульптура в музее и на улице
Цели:
Систематизировать знания о скульптуре;
познакомить с понятиями скульптура-памятник, пьедестал, парковая скульптура;
учить выполнять лепку фигуры человека или животного с передачей движения;
формировать умения анализировать и преображать форму;
развивать зрительную память и художественное воображение;
воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: экран; презентация; пластилин
Литература: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс - Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1.Организация начала урока (0,5 мин)
2.Актуализация знаний (2 мин)
3. Сообщение ученикам темы, целей урока (2 мин)
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала(9 мин)
Физминутка
5.Осмысление знаний, связей и зависимостей(23 мин)
6.Итоги урока( 3 мин)
7. Оценивание(1 мин)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.Организация начала урока
2.Актулизация и коррекция опорных знаний
3. Сообщение темы, целей и задач урока
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1 Вступительная беседа(анализ художественных произведений)
4.2 Анализ образца работы
4.3. Инструктаж к выполнению работы
ФИЗМИНУТКА
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей
5.1 Самостоятельная работа учащихся
5.2 Оценивание выполненных работ
6.Итоги урока
6.1 Итоговые вопросы по теме
6.2 Рефлексия
7.Оценивание
1.Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Римма Андреевна, и сегодня урок по изобразительному искусству проведу у вас я.
-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На партах у вас: учебники по ИЗО, пластилин, доска для пластилина, стека.
2.Актуализация знаний
- С какими жанрами изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке?(картины исторические и бытовые)
-Правильно, а для того, чтобы вспомнить, какие картины относятся к историческим, а какие к бытовым, я предлагаю выполнить задания.
- На доске расположены картины художников, ваша задача разделить их на 2 группы. Как вы думайте на какие? (исторические и бытовые) (слйд1 – 2)
Серебрякова. «За обедом» (1)
Бельский Николай Петрович «Деревенские дети»(1)
Красовский Николай Павлович «Возвращение в Севастополь эскадры Черноморского флота после Синопского боя.»(2)
Жан Батист Симеон Шарден «Прачка»(1)
Мазуровский Виктор Викентьевич. «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г.»(2)
П. Уччелло. Битва при Сан-Романо(2)
-Ребята, а какая же особенность исторических и бытовых картин? (В картинах исторического жанра художники изображали сражения, значимые события, а в бытовых обычную повседневную жизнь людей, не значимые события)
-Молодцы, ребята, вы отлично усвоили предыдущую тему.
3.Сообщение темы урока
- Во все времена художники создавали прекрасные произведения искусства.
-А где они хранятся? (в музее)
-Согласна.
-Какие самые известные музеи нашей страны вы знаете?(Третьяковская галерея, Эрмитаж) (слайд 3 - 4)
-Молодцы.
-Я вам предлагаю поиграть в игру «Море волнуется раз». Все знают правила? Я напомню: сейчас мы все встанем и будем очень внимательны. Я начну говорить слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три.. любая фигура на месте замри!», когда вы услышите фразу «любая фигура замри», вы должны будете замереть в любой придуманной вами позе.
-«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три.. любая фигура на месте замри!»
-Скажите, а где мы можем гулять среди застывших фигур?(В музее, в парке)
- Замершие фигуры, ребята, как вы думаете, о чем сегодняшний наш урок?(о фигурах) -А что это за фигуры, какие они бывают?(тяжёлые, объёмные)
- И тут вы правы, а может быть кто – то знает, как называется этот вид изобразительного искусства?(скульптура)
-Правильно, а как вы думаете, какая тема будет нашего сегодняшнего урока?
-Сегодня мы будем говорить о скульптуре в музее и на улице.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1 Вступительная беседа по теме
– Скульптура – один из самых древних видов искусства. Слово «скульптура» произошло от латинского слова sculpo и означает «высекать». Скульптура, как и архитектура, существует реально и объемно, в отличие от живописи и графики. Она, как и архитектура, может организовывать пространство.
-Давайте сравним картину художника и скульптуру из дерева, что мы можем сказать? (слайд 5)
(На картину можно только посмотреть, слегка дотронуться, но почувствуешь только холст, на которой он нарисован. А скульптуру из дерева можно рассмотреть со всех сторон, определить материал)
- Правильно, скульптуры делаются из разных материалов. А кто знает, из каких?(Дерево, цемент, песок, глина)
-Для изготовления скульптуры чаще остальных используются мрамор или гранит, поскольку это самые долговечные и красивые материалы. Выбор материала зависит от того, где будет размещена скульптура и каково ее назначение.
– Где мы можем увидеть скульптурные произведения? (В музеях.)
- Да, часть скульптур хранится в музеях изобразительного искусства. Но есть немало скульптур, которые мы видим на улице. Что это за скульптуры? (Это скульптуры-памятники.)
– Скульптуры-памятники посвящены каким-либо событиям или знаменитым людям. Какие скульптуры-памятники есть в нашем городе?(Памятник Джону Юзу, памятник Иосифу Кобзону, памятник «Твоим освободителям, Донбасс») (слайд 6)
- Такие скульптуры чаще всего устанавливаются на пьедестале. Как вы думаете, что такое пьедестал? (пьедестал – это такая возвышенность)
– На улицах могут быть установлены и очень необычные скульптуры. Одни из них посвящены животным, другие – поднимают людям настроение. Как вы думаете, есть ли в нашем городе необычные скульптуры?(есть)
-Да, например памятник посвящённый дружбе, который называется «Друг»(слайд 7)
– Скульптуры, устанавливаемые на улице, чаще всего делают из гранита, металла, мрамора, бетона.
– А вот скульптуры, устанавливаемые в парках, могут быть сделаны из древесины, а иногда даже из цветов.
4.2 Анализ образца и инструктаж к выполнению задания
– Сегодня вы будете лепить фигуру человека. Как работает скульптор над своим произведением? (Замысел этюд в пластилине, глине гипсовая модель работа в материале: камень, металл, цемент, дерево.)
– Чем отличается один способ от другого? Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который в скульптуре выполняет роль «скелета», опорных точек.
– Посмотрите на иллюстрации в учебнике.(слайд8) Вы видите скульптуры, выполненные из разных материалов. Что поражает в этих работах? (В них чувствуется движение.)
-Согласна, танцоры застыли в таких позах, что кажется, они вот-вот и вспорхнут, закружатся в фуэте. Смог ли в своей работе скульптор передать свое отношение к изображаемому?(Да, смог, он очень трепетно относится к танцорам)
- Конечно, мы с вами чувствуем, как он трепетно относится к миру балета.
– Скульптура – это тоже рассказ о человеке, о том, какой он, что любит, о чем думает.
– Вот и вы постарайтесь передать в своих скульптурных работах движение, свое отношение к изображаемому. Кроме того, вы должны учесть и то, что эта скульптура будет парковой.
- А лепить мы сегодня будем танцующую девушку.(слайд 9)
-Что вы видите на слайде? (парковую «скульптуру» танцующей девушки)
- Как вы считаете, какого размера наш образец? (миниатюрная)
-…, какую форму имеет образец? (это круглая скульптура)
-А почему вы так считаете? (потому что её можно рассмотреть со всех сторон)
- …, как ты думаешь, к какому жанру относится наш образец? (бытовой жанр)
- Из какого материала выполнен образец? (пластилин)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Потрудились – отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили!
4.3 План лепки танцующей девушки
- Прежде чем мы начнём лепить танцующую девушку, нам необходимо ознакомиться с планом выполнения(слайд 10 – 14)
План:
Для работы нужно подготовить примерно равные куски пластилина жёлтого цвета: 1-ый для туловища с руками и 2-ой - для ног;
Из первого куска сформировать цилиндр – колбаску и аккуратно разрезать стекою верхнюю часть примерно до середины. Придать заготовке форму туловища и рук
Из второго куска раскатать длинную колбаску и согнуть ее пополам – это ноги
Теперь соединяем туловище с ногами. Для этого делаем ямочку в нижней части туловища.
Далее формируем шар-голову из пластилина розового или белого цвета. Для соединения с туловищем в верхней части туловища делаем углубление, а голову немного заостряем. Лепим волосы
Делаем «капельки»-ладошки и соединяем их с туловищем
Теперь добавляем детали одежды: юбочку, пояс,
Добавляем черты лица
Придаём фигурке нужную позу
5. Обобщение и систематизация знаний
5.1. Самостоятельная практическая работа
-Теперь, предлагаю вам слепить танцующую девушку по рассмотренному плану. На работу у вас 20 минут, приступайте!
(дети лепят)
6.Подведение итогов
-Ребята, а наш урок подходит к концу:
-Помните ли вы, какая сегодня была тема урока? (скульптура в музее и на улице)
-Что такое скульптура? («скульптура» произошло от латинского слова sculpo и означает «высекать».)
- Из каких материалов могу делать скульптуры? (глина, мрамор, дерево, цемент, камень, металл)
-Что мы с вами сегодня лепили? (танцующую девушку)
- А кто сможет напомнить план выполнения лепки?
6.1.Рефлексия
-А теперь я предлагаю каждому из вас закончить фразу: «На уроке мне больше всего понравилось …..».(ответы детей)
7. Оценивание
Ребята, вы сегодня были внимательными, отвечали на все мои вопросы, поэтому….