I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. - Ребята, сегодня урок начнётся с игры. Игра называется «Новосёлы» | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке. | К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) | 1. Организует актуализацию умения разбивать предметы на группы по заданным признакам. - Я выложила на полу «границы». Внутри каждой из них находится «квартира» и лежит карточка, которая показывает, кто в этой «квартире» может жить. Возле каждой квартиры стоит контролёр, который решает, правильно ли «жильцы» нашли свою «квартиру». У вас на каждой парте тоже лежат похожие карточки. Каждая пара берёт свою карточку и решает, в какой «квартире» они живут. 2) Фиксирование затруднения. Все пары нашли свою квартиру, и только 2 пары – нет. Оказывается, у большинства ребят карточки красного, синего или зелёного цвета, а у этих двух пар – изображения квадратов (не имеющих цвета). С этими карточками они не могут попасть ни в одну из «квартир». Ребята, что случилось? Почему? |
Дети рассматривают свои карточки, обсуждают. | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) | 1. Организует постановку цели урока. - Какую цель перед собой ставим? 2. Организует составление совместного плана действий. - Давайте поможем ребятам. Может быть, нам создать для них новую «квартиру»? Только как же она будет называться? Как мы расселялись в наши «квартиры»? Давайте внимательно посмотрим на карточки наших ребят. Может быть, у них тоже есть общее отличие, признак? (Да! Они же все– квадраты!!!) Как же мы назовём их «квартиру»? | С помощью учителя ставят цель и проговаривают ее. | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) | 1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Открываем новую «квартиру». 2. Организует устранении и фиксирование преодоления затруднения. Ребята, хочется продолжить игру? А что для этого надо сделать? А какие? Как? А какие фигуры вы знаете? - Разбивайтесь на группы. 3. Уточнение темы урока. Что мы сегодня научились делать? Значит, какая тема нашего урока? | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока. | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Р: умение работать по коллективно составленному плану |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) | Петя Зайцев предлагает нам пойти в гости к геометрическим фигурам. – Давайте рассмотрим задание № 1 учебника. – Сколько в этом доме этажей? – Сколько подъездов? – Какой общий признак у жителей верхнего этажа? – У жителей второго этажа? – У жителей нижнего этажа? – По какому признаку фигуры расселились на этажах? – Рассмотрите подъезды. Как одним словом можно назвать жителей 1-го подъезда? – Как одним словом можно назвать жителей 2-го подъезда? – Как одним словом можно назвать жителей 3-го подъезда? – Можно ли сказать, что и в подъездах фигуры расселились по общему признаку? – Как называется этот признак? - Как вы думаете, как же можно разбивать фигуры на группы? По каким признакам? 1) Выполняем в рабочей тетради задание № 1 (§ 1.2, с. 4). - Отвечайте на мои вопросы, предварительно посовещавшись в парах. – Чем отличается красный треугольник от синего круга? – А синий круг от зелёного квадрата? – Как мы построили ряд из фигур? Чем отличалась каждая следующая фигура от предыдущей? б) Выполняем задание № 2 в рабочей тетради (§ 1.2, с. 4). - Какой формы и цвета окрашенные фигуры? 2) Работа с таблицей – умение ориентироваться в таблице, введение понятий «строка», «столбец». а) Рассмотрим задание № 2 учебника (§ 1.2, с. 4). – Такой домик называется таблица. Возьмите таблицы и положите их перед собой. У меня на доске такая же таблица. – Верхний этаж – I строка. Кто будет в ней жить? – Средний этаж – II строка. Кто будет в ней жить? – Нижний этаж – III строка. Кто будет в ней жить? – 1-й слева подъезд – 1-й столбец. Кто в нем будет жить? – 2-й слева подъезд – 2-й столбец. Кто в нём будет жить? – 3-й слева подъезд – 3-й столбец. Кто в нём будет жить? - Назовите признаки предметов, которые помогли нам выполнить задание. 3) – Положите в таблицу красный овал. – Положите фигуру во 2-м столбике в I строке. – Заполните клеточку в III строке 3-го столбика. После окончания работы таблица открывается и задание проверяется детьми по строкам и столбцам. (Проговаривается ещё раз обоснование по строкам и столбцам: все красные, все жёлтые, все синие, все овалы, все прямоугольники, все треугольники.) | Работают в парах. Дети, посовещавшись, отвечают. Затем этот ответ сверяется с текстом в оранжевой рамке.
Раскрашивать квадраты красным цветом и т.д.) Задание выполняется в парах. Дети советуются и помогают друг другу. После выполнения задания сверяются.
Вместе, работая в парах, заполняют таблицы фигурами из геометрического набора.
От каждого ряда выходит пара учеников (поочередно) и выполняет команду учителя в таблице (она закрыта от остального класса). | Л: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело; П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение работать в паре; слушать и понимать речь других; следование психологическим принципам общения и овладение адекватным межличностным восприятием |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) | а) Рассматриваем задание № 4, с. 3, делаем вывод: цветы собраны в клумбы по одному признаку: по цвету. а) Выполняем в рабочей тетради задание № 3 (§ 1.2, с. 4). б) Задание № 3 в учебнике (§ 1.2, с. 5) с раздаточным материалом выполняется после разъяснения задания. Задание № 4 учебника (§ 1.2, с. 5). Читаем задание. – Может быть лишним тюльпан, если мы будем различать цветы по форме лепестков; – Может быть лишним цветок, отличающийся по цвету. б) Задание № 5 учебника (§ 1.2, с. 5) выполняется, если останется время. – Посмотрите на фигуры первого ряда. – Что вы заметили? – Как вы думаете, по какому закону происходит смена цвета? (Так же, как в короне Радуги.) – Назовите, каким по цвету будет следующий круг? А за ним? – Посмотрите на фигуры второго ряда. – Что вы заметили? – Назовите, какая фигура будет следующей, а за ней? | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Дети, работая в парах, выкладывают на партах такие же геометрические фигуры, как в этом задании и разбивают их на группы. После выполнения этой работы делается проверка: к доске поочередно вы- ходят представители от каждого ряда и разбивают фигуры на группы с объяснением. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | - О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, все ли было понятно? | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. | Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |