имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности | - Ребята, ответьте мне хором, зачем вы пришли сегодня на урок? (слайд 2) - А какое у вас настроение? - Очень важно, чтобы каждый день у вас начинался с хорошего настроения, тогда и учеба будет в радость. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хороших знаний. | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Бодрое, радостное, весёлое … | Личностные: осознание роли ученика |
II. Актуализация знаний | - Ребята, а вы любите сюрпризы? Что такое сюрприз? У меня в руках шляпа самого настоящего фокусника. В ней он спрятал интересные задания для вас. Попробуем с ними справиться? - Алле-оп. А вот и первое задание – игра «Расскажи про меня». В конверте лежат человечки-звуковики, о которых вы должны рассказать. (Приложение 1). - Для выполнения второго задания, вам предстоит поработать в парах. (Учитель раздаёт задания – Приложение 2) (слайды 3-7) подчеркните красным карандашом гласные буквы, которые могут обозначать два звука подчеркните зелёным карандашом буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки подчеркните жёлтым карандашом букву, которая не обозначает звука подчеркните синим карандашом буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки | Ученики отвечают на вопросы учителя. По изученному алгоритму характеризуют несколько звуков. Ученики, работая в парах, договариваются, какую роль будет выполнять каждый, обсуждают задания, выполняют их, дают ответы. | Регулятивные: управление своей деятельностью Личностные: что я знаю, что я могу Предметные: знание характеристики звуков Коммуникативные: формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний |
III. Постановка учебной задачи | - Где вы перестали действовать и начали думать? - Чтобы работать с этой буквой, каких знаний вам не хватает? (слайд 8) - Какова цель нашего урока? - Зачем нужно знакомиться с новым звуком и буквой? - Я достаю из шляпы следующий конверт. С помощью условных знаков составим дальнейший план урока. (Приложение 3) | - Появилась новая буква. - Мы не знаем, какой звук она обозначает: гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. - Познакомиться с новым звуком и буквой. - Чтобы продолжить дальнейшее обучение чтению… Ученики выходят к доске и на наборном полотне составляют план урока. | Регулятивные: учатся ставить задачи, определять и формулировать цель деятельности Познавательные: моделирование (условные обозначения). |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы весёлые ребята (шаги на месте), Мы ребята-акробаты (шаги на месте). Раз – прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок), Раз – прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок), Раз – прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок), Можем прыгать весь урок. |
IV. Открытие нового знания | 1. Знакомство со звуком. - Алле-оп, и у меня в руках загадка от фокусника. (слайд 9) На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. - Как вы догадались, что это цапля? (слайд 10) - Проведём фонетический анализ слова «цапля» (слайд 11) - Какой первый звук в слове «цапля»? - Произнесите его сами, посмотрите на соседа, как он произносит. Что вы наблюдаете? - Какой сделаем вывод? - Положите руку на гортань и ещё раз произнесите новый звук. Что заметили? Какой вывод сделаем? - Назовите слова, которые начинаются на новый звук и понаблюдайте за своей речью: как вы произносите звук ц , твёрдо или мягко? - Итак, повторите, что вы узнали о новом звуке? - Молодцы! Новые знания вы учитесь добывать сами в процессе наблюдений, совместной деятельности. 2. Знакомство с буквами Ц, ц (слайд 12) Букв немало мы узнали, Вот и добрались до буквы Ц. - На что похожа буква Ц? (слайд 13) Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Стул чинил сегодня мастер, Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул – Стал на Ц похожим стул. - Сравните письменные и печатные буквы. Зачем нужны заглавные буквы? - Какие элементы будут вам нужны для печатных букв? Для письменных букв? | - Это цапля. Учащиеся высказывают свои мнения. Дети работают в парах. Проверка по эталону. - Звук ц . - Губы в улыбке, зубы видны. Верхние и нижние зубы близко, но не соединяются. Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух проходит с препятствиями. - Звук ц - согласный. - В руке не чувствуем звона… Звук ц - глухой, он непарный. Учащиеся называют слова, а потом делают вывод, что звук ц всегда твёрдый. - Звук ц - согласный, глухой, непарный, всегда твёрдый. Ученики рассматривают буквы на картинной азбуке. Высказывают предположения. - С заглавной буквы мы пишем начало предложений, имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов… Дети подходят к таблице и показывают выбранные ими элементы букв. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, использование знаково-символических средств. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, умение оформлять свои мысли в устной речи Предметные: умение производить звуковой анализ слов Регулятивные: умение высказывать свои предположения. Личностные: умение слушать друг друга |
V. Первичное закрепление | 1. Чтение слогов, слов (слайд 14) - Итак, с буквами мы познакомились, теперь продолжим наше обучение чтению. (на доске записаны буквы Ц, учитель подписывает к ним гласные буквы, дети хором читают слоги) Прибежал весёлый А, прочитали дети… Прибежал задорный О, прочитали дети… Прибежал игривый И, прочитали дети… Прибежал упрямый У, прочитали дети… Прибежал наш смелый Ы, прочитали дети… Прибежал зазнайка Е, прочитали дети… - Молодцы! Повторим чтение слогов ещё раз. - А теперь почитаем слова с пометами. Цирк кольцо мотоцикл танцуют цапля заяц кузнец кузница - Кто такой кузнец? Что такое кузница? - А теперь сами придумайте задания с этими словами для своих друзей. | ЦА ЦО ЦИ ЦУ ЦЫ ЦЕ Ученики читают. - Человек, который работаем с молотом и наковальней, обрабатывая при этом металл. -Кузница – это место работы кузнеца. - Придумайте предложения с этими словами - Разделите слова на слоги, обозначьте ударение - Назовите слова, отвечающие на вопрос КТО? - Какой бывает заяц? И т.д. | Предметные: совершенствование навыка чтения, развитие речи, расширение кругозора |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
VI. Включение в систему знаний и повторение | 1. Работа в учебнике - Ребята, а сейчас фокусник приглашает нас на самое настоящее цирковое представление. Кто из вас был в цирке? Что вы там видели? Откройте «Азбуку на стр. 50. Рассмотрите рисунок. - Где происходит действие? - Кто выступает на арене цирка? - Кто катается на велосипеде? - Что делают клоуны? - Кто выполняет трюки с огненным кольцом? - Что делают собачки? - Прочитаем текст под иллюстрацией. - Ребята, прочитайте пословицу в верхней части страницы. Как вы понимаете её смысл? - Рассмотрите рисунок на стр. 51. Кого вы видите? Почему конь поднял одну ногу и почему мальчик привёл коня к кузнецу? - Ответы на эти вопросы мы узнаем, прочитав стихотворение С.Я. Маршака. (Сначала читает учитель) - Что вы можете сказать о том, в какой форме написано это стихотворение. - Почитаем это стихотворение по ролям. Потренируйтесь читать в парах. Кто будет готов, поднимите руку. | Высказывания учащихся Ответы учащихся на вопросы учителя Сначала дети читают хором, затем по очереди. Высказывания учащихся - Стихотворение написано в форме диалога. Сначала дети пробуют читать по ролям самостоятельно в парах. Затем каждая пара читает вслух. | Предметные: совершенствование навыка чтения, развитие речи Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение. Познавательные: умение находить информацию в тексте |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
| 2. Самостоятельная работа - Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями фокусника. Но он приготовил задание и для самостоятельной работы. Возьмите в тетрадях для дополнительных работ нового Звуковичка и оживите его. - Выполним проверку по эталону (слайд 15) | Ученики самостоятельно «оживляют» человечка-звуковика. Проверка по эталону. | Регулятивные: умение работать самостоятельно Личностные: уметь применять полученные знания. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
VII. Рефлексия учебной деятельности | - Алле-оп, и я достаю из шляпы последнее задание волшебника. Он предлагает вам выполнить упражнение «Закончи предложение»: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Я выполнял задания… - Я понял, что… - Теперь я могу… - Я научился… - Меня удивило… - Мне захотелось… - Ребята, как вы думаете, мы выполнили задачи, поставленные в начале урока? - Молодцы! Было приятно с вами работать! Да и фокуснику вы понравились, и… алле-оп, он прислал вам подарки! (Учитель раздает детям сувениры) | Ученики договаривают каждое предложение. | Регулятивные: умение подводить итог своей деятельности Личностные: саморефлексия |
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: «Просвещение», 2013