Фаза «Вызов» 1.Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализация требований к обучающимся со стороны учебной деятельности; -создание условий лля возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. | На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. - Что мы сейчас проговорили? -Для чего нам нужно соблюдать эти правила? -Прочитайте девиз нашего урока. -Значит мы сегодня на уроке …. -А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги? | Проговаривают стихотворение -Правила поведения на уроке. -Чтобы не терять время. Чтобы все запланированное сделать. - «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Открываем новое знание. Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новое знание; применяем новое знание | Характеризовать различия звезд и планет | Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные результаты)
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) |
2.Формулирование темы урока, постановка целей. Цели: - Создание ситуации, в которой обучающиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие их вопросы и определить: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос. | Прием «Верите ли вы…» -У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то «?» 1.Что Земля вращается вокруг своей оси? 2.Что звезды очень маленькие? 3.Что Солнце и звезды можно увидеть одновременно? 4.Что можно подлететь к Солнцу? 5.Что планеты не светятся сами? 6.Что планета Земля является частью космоса? -Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? -Почему? -Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. -Сформулируйте тему урока (слайд 1) -Ребята, как вы думаете, что нам поможет оказаться в космосе? -Прошу всех надеть воображаемые скафандры космонавтов. Пристегнуть ремни. Наш учебник будет служить нам космическим путеводителем, а также как и настоящие космонавты, мы будем заполнять бортовой журнал. - Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох. -Посмотрите, мы с вами оказались в космосе. (Слайд 2)
- Что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы) - Перед вами лежит «Бортовой журнал». - В первой колонке запишите, что вы знаете по теме. - Какие записи вы сделали? Даёт возможность зачитать записи желающим ученикам.
- А раз мы сегодня открываем новое знание, то какую цель мы поставим? | Дети в парах обсуждают и заполняют таблицу (приложение 1).
Да, есть Потому что мы еще не все знаем
Земля в космосе Воображение
Заполняют самостоятельно колонку «Что мне известно по данной теме?» в своём «Бортовом журнале». (Приложение 2). Примерные записи: 1.В космосе есть звёзды, созвездия, планеты. 2. Земля – планета. - Узнать новое про нашу планету Земля. | | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД) Умение работать в паре и в группах.(коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД)
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) |
Фаза «Осмысление» 3.Открытие нового знания Цель: -организовать поиск решения учебной проблемы | - Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….) -Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт. -Возьмите в руки круг. -Поставьте его перед глазами. Что видим? -Начинайте медленно его отдалять от глаз. -Что происходит с кругом? -Какой можно сделать вывод? - Прочитайте статьи на стр. 36-37. - Поставьте «+» в «Бортовом журнале», если ваши знания в первой колонке совпали с записями в тексте, «-» если не совпали. - Чьи знания совпали с прочитанным в тексте, поднимите руку. - Что нового вы узнали из прочитанного, запишите во вторую колонку «Бортового журнала». -Солнце от Земли очень далеко. Так далеко, что до Земли доходит только маленькая часть его тепла. -Такое расстояние трудно представить, так как на нашей планете нет таких расстояний. -Но мы все-таки попробуем представить это расстояние. -Одно и то же расстояние можно преодолеть за разное время.(слайд 3) ФИЗМИНУТКА (звучит музыка), Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.
-Продолжаем работать с нашим космическим путеводителем, прочитайте текст на стр.38-39 -Для того чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составим модель Солнечной системы: -Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты. Солнце - мяч (10 см), тогда 1.Меркурий - пшено 2.Венера - рис 3.Земля - рис 4.Марс - горох 5.Юпитер - ракушка 6.Сатурн - ракушка 7.Уран - фасоль 8.Нептун - фасоль 9.Плутон – горох (слайд 4) - Назовите планеты гиганты? - Назовите самую маленькую планету? -С какими понятиями мы встретились при чтении статей? Приём «Концептуальная таблица» - В чём их различие? Попробуем отразить различия в таблице (Приложение 3). - Используя статьи учебника на стр. 36-38, обсудите в группе и заполните таблицу. - Итак, что у вас получилось? | Дети берут круги, ставят близко перед глазами. Затем медленно отдаляют от глаз.
(Он уменьшается)
Вывод: Чем дальше находится предмет, тем он кажется меньше.
Желающие ученики зачитывают записи.
Дети выполняют движения: Руки вверх, в стороны вниз потянулись руки вверх руки в кулачки сжимать Руки перед глазами ноги вместе, руки вверх, покачаться наклон вниз, руки машут тик-так присесть руки вперед Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх
Продолжают заполнять «Бортовые журналы». Желающие ученики зачитывают записи. Ученик на доске выкладывает планеты Солнечной системы.
Остальные дети работают в паре.
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун Меркурий
- Звёзды, планеты.
Групповая работа (приложение 3)
Представление результатов работы групп. | | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт (познавательные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД)
Умение работать в паре и в группах (коммуникативные УУД)
Умение работать в паре и в группах. (коммуникативные УУД) Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. (познавательные УУД) |
Фаза «Рефлексия» 5.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию собственной учебной деятельности | -Перед перемещением из космического пространства на Землю определим выполнение целей путешествия. -Используя «Бортовой журнал» и памятку на доске, расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать (слайд 6) | Желающие высказываются по памятке 1. На уроке я узнал …. 2. Материал урока мне был (понятен, непонятен). 3. Я бы ещё хотел узнать… | | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) |