Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами гость. Кто же этот гость и где он? Даю вам подсказку: Верно, это совесть. А где же она? А она всегда с нами? А давайте сегодня поговорим о ней. -Дома вы подбирали и записывали пословицы о стыде и совести. Давайте сейчас послушаем ваши пословицы. Учитель записывает некоторые из пословиц на доске, которые, по мнению детей наиболее подходят к данной теме. Беседа по пословицам Примерные пословицы: Есть совесть – есть стыд, а стыда нет и совести нет. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. Когда исчезает стыд, тогда появляется беда. Без совести и при большом уме не проживёшь. Знает кошка, чьё мясо съела. Жнёт, где не сеял, берёт, где не клал. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Совесть без зубов, а загрызёт. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Словарная работа по незнакомым словам Вопросы по пословицам. Просмотр презентации «Совесть» А.П. Гайдара из электронного пособия для учащихся «Основы светской этики». Ребята, задавайте вопросы по рассказу. -Откройте тетради, запишите число, тему, откройте учебники на странице 48. -Ребята, а давайте сравним эти два слова: стыд и совесть. Найдите в энциклопедии понятие СТЫД. Зачитайте, проговорите. Стыд (БСЭ) Стыд, чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство С., имеет общественно-исторический характер, зависит от эволюции норм морали. С. испытывается как тягостное беспокойство, неудовлетворённость собой, осуждение своего поведения, сожаление о совершенном поступке. С. может переживаться при недостойном поведении др. людей, в особенности близких. Чувство С. возникает и при воспоминании об унизительном поступке, совершенном в прошлом. Переживание С. может иметь отчётливые телесные симптомы — покраснение лица, опускание глаз и т. п. - А теперь в наших учебниках на странице 48 найдите понятие совести. Выпишите его в тетради. (СОВЕСТЬ – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке или нет.). -Ребята, а теперь послушайте, что о совести говорит наш великий писатель Лев Толстой. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. (Л. Толстой.) Объясните выражение: «От совести не убежишь» Работа по учебнику. Комментированное чтение статьи из учебника Составление плана статьи Вопросы по прочитанному: -Кто первым пытался понять, что такое совесть? -Что писал Демокрит? -Скажите, так где же находиться наша совесть сейчас? Она с нами? - Бывали ли моменты, когда совесть покидала вас? Расскажите нам об этих моментах. Какие выводы вы сделали из этих событий? -Всегда ли нужно обращать внимание на угрызения совести? Почему? (можно вспомнить золотое правило нравственности). Работа с электронным пособием: контроль 4, тренажёр 4 -Ребята, полезный гость у нас сегодня был? -Чем отличаются понятия СТЫД и СОВЕСТЬ? -Какие компоненты имеет совесть? -Зачем человеку воля, размышления? -Скажите, что было бы с человечеством, если бы совести совсем не было? -Так для чего же она нужна нам? -Рассмотрите иллюстрации на развороте учебника. Какие чувства испытывают на них персонажи? -Вспомните произведения, в которых персонажи испытывали муки совести. Назовите эти произведения и поступки героев. -Рассмотрите рисунок на стр. 48. Какому человечку больше повезло в жизни? -Обманывала ли вас ваша совесть? -Как узнать, когда совесть обманывает Рисунок на тему «Моя совесть» |