Просмотр содержимого документа
«Немецкий язык и одаренный ребёнок»
Система работы с одаренными детьми по немецкому языку.
В развитии современного общества в настоящее время происходит движение в сфере образования, способствующее развитию способностей личности, основанных на потребностях человека в саморазвитии и самообучении. Перед педагогикой стоит новая задача воспитания человека с глубокими интеллектуальными знаниями, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и независимому управлению собственной деятельностью и поведением. В сегодняшних условиях культурной глобализации происходит переоценка содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Учащиеся познают опыт другого народа, изучая иностранный язык.
Актуальность данной работы определяется тем, что на данный момент разрабатываются различные подходы и методы обучения одаренных детей немецкому языку.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Понятие одаренности относится к общей психологии и указывает на высокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокого уровня интеллектуального развития индивида. В настоящее время не существует четкого определения понятия «одаренность».
Таким образом, основу определения одаренности составляет опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.
Отличительная черта одаренного ребенка – нестандартность его мышления, оригинальный подход к решению той или иной задачи. Одаренные дети особенно наблюдательны, как правило, их отличает чувство юмора, а также, упорство и усердие в той области знаний, которая представляет для них особый интерес.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности: В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов, зависящую от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Одна из базовых характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать подобно мнению большинства. Они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание в какой бы сфере деятельности ни проявлялась их одаренность. Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, являются хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Немецкий язык, в сопоставлении с другими учебными предметами, выступает средством коммуникации и познания многокультурного мира. немецкий язык осуществляет роль уже не только учебной дисциплины, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности. Он обладает не малым потенциалом для многостороннего развития личности. Основной акцент в методике преподавания немецкого языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем.
Систему работы с одаренными детьми по немецкому языку можно разделить на три части[34]: 1-урочная деятельность - инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки; 2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания; 3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся. Таким образом, основной целью работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы: 1 этап - мотивационный (2-4 класс) На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания .
2 этап (5-7 класс) - творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видеоэкскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка. 3 этап (8-11 класс) - Вовлечение в исследовательскую деятельность. На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием
Принимая участие в такого рода деятельности, ученик самостоятельно решает: как и с помощью каких средств будет выполнено данное задание. Также ребенок имеет возможность проявить нестандартный подход к выполнению задания, и даже выйти за предполагаемые рамки.