МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУГЛОГО СТОЛА «Выбор за тобой!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУГЛОГО СТОЛА «Выбор за тобой!»
Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУГЛОГО СТОЛА «Выбор за тобой!»»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КРУГЛОГО СТОЛА
«Выбор за тобой!»
Филатова Наталья Ивановна,
преподаватель
общеобразовательных
дисциплин
Алексеевка, 2024
АННОТАЦИЯ
Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей.
Методическая разработка круглого стола «Выбор за тобой!» дает возможность участвовать в самом главном демократическом процесс. Право избирать и быть избранным считается основным завоеванием демократии, большим благом для государства и общества, залогом прогресса.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Цели и задачи мероприятия
Ход мероприятия
Заключение
Использованные материалы и интернет-ресурсы
Рецензия
ВВЕДЕНИЕ
Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, направленная на изменения и упрочнения политической власти.
Выбор – это решение представленных задач.
Жизнь каждого человека-это многообразие выборов с чередой последствий. Такой же выбор и в политике. Выбор представленного деятеля, который будет исполнять свои обязанности честно и грамотно.
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.
ЦЕЛИ:
образовательная: изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной , мажоритарной, смешанной системах;
развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.
ЗАДАЧИ:
Познавательная:
- определять и правильно употреблять основные понятия и термины избирательного права;
- формировать у уч-ся представления о выборах депутатов в Государственную Думу.
Развивающая:
- развивать умение самостоятельно добывать знания(СМИ, материалы интернета, документы);
- систематизировать и творчески перерабатывать знания (подготовка презентаций, анализ и обобщение);
- отрабатывать умение правильно излагать свою позицию(беседа, диспут);
3. Воспитательная:
- воспитание гражданственности, активной жизненной позиции молодежи.
Подготовительная работа:
- Подбор материала по теме мероприятия;
- Определение преподавателем формы проведения и порядка выступления.
Форма проведения: БЕСЕДА
Оборудование:
- проектор
- экран
- ноутбук
- видеоролики
- презентация
Участники: студенты 3 и 4 курсов
КРУГЛЫЙ СТОЛ
на тему: Выбор за тобой!
ПЛАН:
Понятие Выборы.
Виды избирательной системы.
Избирательное право и его принципы.
Цель лекции: воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции, в условиях демократического общества и избирательного права.
Задачи лекции:
- познакомить с явлением Выборы: признаками, причинами, последствиями, видами.
- поощрять гражданскую и человеческую позицию праве избирать и быть избранным.
Вопрос 1. Понятие выборы.
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Вопрос 2. Виды избирательных систем
Избирательные системы делятся на три типа:
- Мажоритарная
- Пропорциональная
- Смешанная
Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство)
– эта система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. Относительное большинство подразумевает, что избираемый кандидат должен набрать больше голосов чем любой другой кандидат, а по системе абсолютного большинства кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов (50%+1голос) Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
Пропорциональная (англ. proportional electoral system)
- это порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе, создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии.
Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.
Смешанная
- это избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию. Таким образом, смешанная избирательная система – это одновременно распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных голосов избирателей и система большинства по принципу «первый получает пост»
Вопрос 3. Избирательное право и его принципы
Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, которые регулируют порядок организации и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Такие нормы за-креплены в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов Федерации, федеральных и региональных избирательных законах, подзаконных нормативных правовых актах, включая инструкции Центральной избирательной комиссии РФ, постановления Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам организации и проведения выборов. Избирательное право, как совокупность конституционно-правовых норм, является под отраслью конституционного права. Оно включает ряд институтов, регулирующих различные виды выборов, их стадии и правовой статус всех их участников.
Предметом избирательного права являются общественные отношения, которые возникают в сфере подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. После закрепления этих отношений в нормах права они становятся избирательными правоотношениями. Важнейшей чертой избирательных правоотношений является то, что они возникают только в том случае, когда в выборах участвуют избиратели посредством голосования. Выборы совета директоров в акционерных обществах, выборы ученого совета в университете регламентируются не нормами избирательного права, а корпоративными нормами, закрепленными в уставах учреждений и организаций. Поэтому такие отношения не входят в предмет избирательного права. Не регулируются нормами избирательного права и многие отношения, связанные с политическими выборами и голосованием.
Например, процессы голосования в Государственной Думе по кандидатурам Председателя Правительства РФ, Председателя Государственной Думы, Счетной палаты, Центрального банка РФ. Они фиксируются в нормах Регламента Государственной Думы. Избирательное право в субъективном смысле - это право граждан избирать и быть избранными, а также участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов. Это право закреплено в ст. 32 Конституции. Избирательное право в субъективном значении подразделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право–это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данное право предоставляет гражданину возможность голосовать за кандидата, которого он считает достойным.
Активное избирательное право российский гражданин имеет с 18-летнего возраста, когда он, согласно ст. 60 Конституции РФ, может самостоятельно осуществлять все права и обязанности, а также при отсутствии обстоятельств, которые исключают в соответствии с ч. 3ст. 32Конституции РФ участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). При выборах в органы местного самоуправления активное избирательное право предоставляется также иностранным гражданам на условиях международных договоров и соглашений.
Пассивное избирательное право - это право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право предоставляет гражданину возможность участия в выборах в качестве кандидата, право быть включенным в бюллетень для голосования, и в случае, если наберет по результатам голосования необходимое число голосов избирателей,–получить депутатский мандат или стать выборным должностным лицом. Пассивное избирательное право для депутата Государственной Думы наступает с 21года (ч.1ст.97Конституции РФ), для кандидата на пост Президента РФ–по достижении 35лет при условии постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10лет (ч.2ст. 81Конституции РФ), для кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ–по достижении 30лет. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и выборного должностного лица местного само-управления минимальный возраст кандидата не может превышать 21года (п.8ст.4).
Установление повышенного возрастного ценза для пассивного избирательного права обосновывается необходимостью наличия жизненного опыта и навыков в решении проблем. Активное и пассивное избирательное право связаны между собой, так как один и тот же гражданин может одновременно на выборах реализовать свое право избирать и быть избранным при наличии законодательно установленных оснований.
Принципы избирательного права:
Принципы избирательного права–это основополагающие начала, правила-требования, являющиеся основой правового регулирования избирательных отношений, главным содержа-нием избирательного права, служащие критерием законности и правомерности действий всех участников избирательных правоотношений.
В Российской Федерации выборы организуются и проводятся на основе следующих принципов:
1.Принцип всеобщего избирательного права(ст.4), Федеральный закон от12июня 2002г. No67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде-рации»;
2.Принцип равного избирательного права, (ст. 5).
3. Принцип прямого избирательного права означает, что выборные лица избираются непосредственно населением (ст.6);
4. Принцип тайного голосования на выборах(ст.7);
5. Принцип свободы выборов и добровольного участия в них избирателей (п.3. ст.3);
6. Принципы обязательности и периодичности выборов(ст.8,9);
7.Принцип альтернативности выборов(п. 33ст. 38);
8. Принцип гласности выборов означает их информационное обеспечение, информирование избирателей, опросы общественного мнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из способов формирования органов государственной власти являются выборы. Выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В них воплощается высшая власть образующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. В конечном счёте победивший кандидат должен достичь стабильности и порядка в общественной жизни ,как того хотели граждане. Каждый кандидат или партия стараются дать населению большие обещания относительно улучшению качества жизни и усиления мощи государства в случае их прихода к власти. Но избиратели не в состоянии оценить все обстоятельства и все сферы управления обществом. В связи с чем возникает ощущение обмана избирателей. И на следующих выборах избиратели меняют свои политические приоритеты. Это позволяет кандидатам и партиям анализировать свою политику, работать над ошибками и выходить на новые выборы с обновленной, более реалистичной программой. В этом и состоит смысл демократических выборов: каждый избиратель имеет свободу выбора, и при этом ему не нужно разбираться в тонкостях политики. Избиратель воздействует на политическую ситуацию своим голосом. И совершенно правы 61% наших граждан, считающих, что «выборы – это возможность повлиять на власть» и 68% выпускников СУЗов, высказавшихся в пользу того, что «выборы- это борьба политиков за власть». Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
Например, выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации (это право приходит в действие с 18 лет). Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Избрание предусматривается того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей.
Таким образом, выборы - это важная часть демократического государства. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Памятка
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА?
Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Конституционно-правовая ответственность находит свое практическое воплощение в применении компетентными государственными органами к субъектам, виновным в совершении нарушений норм избирательного законодательства, санкций, предусмотренных конституционным законодательством. Указанные санкции носят специфический характер и содержатся в федеральных законах о выборах и референдумах, в том числе в следующих:
- Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ);
- Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.
На практике конституционно-правовая ответственность реализуется при непосредственном применении норм избирательного законодательства.
Субъекты конституционно-правовой ответственности – это участники избирательного, референдумного процесса (специальные субъекты), в том числе:
1) коллективные - политические партии, избирательные объединения, избирательные комиссии, комиссии референдума, инициативные, агитационные и иные группы референдума, средства массовой информации;
2) индивидуальные - кандидаты, члены избирательных комиссий, наблюдатели, доверенные лица, в отдельных случаях – избиратели, участники референдума.
Федеральными законами, применительно к отдельным субъектам конституционно-правовой ответственности, установлены следующие меры конституционно-правовой ответственности (санкции):
1) предупреждение кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума о недопустимости нарушения избирательного закона (пункт 5.1 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ);
2) отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума (пункт 18 статьи 38, пункты 5, 11статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ);
3) отказ в проведении референдума (пункт 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ);
4) отмена решения о регистрации кандидата, списка кандидатов (пункты 6 – 9 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ);
5) отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (пункт 10 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ);
6) исключение кандидата из заверенного списка кандидатов (пункт 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), из зарегистрированного списка кандидатов (пункт 11 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ);
7) возложение на кандидата, избирательное объединение возмещения всех расходов, понесенных избирательной комиссией, организующей выборы, в случаях откладывания выборов для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств либо в связи с тем, что регистрация кандидата, списка кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией по мотивам утраты кандидатом пассивного избирательного права или на основании вступившего в силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения (пункт 34 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ). Данная мера воздействия предусмотрена законодательством о выборах, с учетом чего её можно назвать мерой конституционной ответственности, но по содержанию мера воздействия носит гражданско-правовой характер;
8) отмена решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, признание итогов голосования, результатов выборов, референдума недействительными (пункты 1,3, 4, 6, 7 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ);
9) отмена решения о допуске политической партии, избирательного объединения к распределению депутатских мандатов (пункт 8 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ);
10) отмена решения избирательной комиссии о признании кандидата избранным депутатом, должностным лицом (пункт 6.1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ);
11) исключение кандидата, избранного депутатом в результате распределения депутатских мандатов по единому избирательному округу, из списка кандидатов с лишением депутатского мандата (пункт 6.2 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ);
12) приостановление либо досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии, комиссии референдума (пункты 6, 7, 8 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ);
13) отстранение члена участковой комиссии от участия в работе комиссии, удаление наблюдателя, иного лица из помещения для голосования (пункт 12 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ);
14) возложение на кандидата, избранного депутатом или должностным лицом, обязанности возместить полностью или частично расходы соответствующей избирательной комиссии, связанные с проведением повторных выборов, назначенных в результате отказа данного кандидата сложить с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, если это предусмотрено законом о выборах (пункт 7 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ);
15) расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 31 Федерального закона № 67-ФЗ);
16) приостановление выпуска средства массовой информации (статья 16.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»).
Отдельные меры конституционно-правовой ответственности, имеющие непосредственное отношение к работе участковой комиссии, приведены в.
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Привлечение лица к административной ответственности не исключает возможности одновременного привлечения его и к конституционно-правовой ответственности.
Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы законодательства о выборах и других федеральных законов.
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, а также лица, замещающие определенные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссиях, организациях, независимо от формы собственности. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности только по достижению ими 16-летнего возраста.
В качестве юридических лиц, на которых может быть возложена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, выступают:
организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;
редакции периодических печатных изданий;
избирательные объединения;
общественные объединения;
благотворительные организации;
религиозные объединения;
кредитные организации (учреждения);
полиграфические организации и др.
Вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушения избирательного законодательства физических лиц очень часто связывается с наличием или отсутствием у них определенного правового статуса (так называемый специальный субъект). КоАП РФ содержит составы административных правонарушений, к ответственности за совершение которых могут быть привлечены только кандидаты на выборные должности, уполномоченные представители избирательных объединений, в том числе и по финансовым вопросам, а также различные должностные лица государственных, муниципальных органов, иных органов и организаций, государственные и муниципальные служащие.
За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах нарушители подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.
В некоторых случаях штрафные санкции за нарушения избирательного законодательства применяются в совокупности с такой мерой административного наказания, как конфискация предмета правонарушения (например, при нарушениях порядка ведения агитационной деятельности).
Установление административной ответственности за нарушения избирательного законодательства относится к ведению федерального законодателя. Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, содержатся в главе 5 Особенной части КоАП РФ (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58).
Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом нарушения, административные правонарушения можно классифицировать по определенным группам:
1) нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий:
- неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума (статья 5.3 КоАП РФ);
- нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (статья 5.4 КоАП РФ);
- нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума (статья 5.56), и др.;
2) нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного процесса:
- нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ);
- нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (статья 5.6 КоАП РФ);
- отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП РФ) и др.;
3) нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах, референдуме, в том числе:
- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (статья 5.5 КоАП РФ);
- нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (статья 5.8 КоАП РФ);
- нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (статья 5.9 КоАП РФ);
- проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);
- проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);
- изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (статья 5.12 КоАП РФ);
- непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (статья 5.13 КоАП РФ);
- умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (статья 5.14 КоАП РФ);
- нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума (статья 5.15 КоАП РФ);
- нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов (статья 5.48 КоАП РФ);
- нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом (статья 5.49 КоАП РФ);
- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (статья 5.52 КоАП РФ);
4) нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании, кампании референдума:
- непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17 КоАП РФ);
- незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 5.18 КоАП РФ);
- использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.19 КоАП РФ);
- незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20 КоАП РФ);
- несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);
5) нарушения правил голосования и установления результатов выборов, референдума:
- подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
- незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (статья 5.22 КоАП РФ);
- сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
- нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (статья 5.24 КоАП РФ);
- непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25 КоАП РФ);
- нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии; использование заведомо поддельного открепительного удостоверения (статья 5.58 КоАП РФ).
6) нарушение кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами по проведению референдума общих правил проведения избирательной кампании, кампании референдума:
- использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45 КоАП РФ);
- подделка подписей избирателей, участников референдума (статья 5.46 КоАП РФ);
- сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47 КоАП РФ);
- нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что административная ответственность за некоторые правонарушения, связанные с выборами, референдумом, в частности, предусмотренные статьями 5.16, 5.18, 5.20 и 5.46 КоАП РФ, наступает только в том случае, если в действиях правонарушителя не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния. Речь идет о таких правонарушениях, как: подкуп избирателей, участников референдума; использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой референдума, иными лицами при финансировании избирательной кампании, кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума либо поступивших в соответствующий фонд с нарушением установленного законодательством порядка, других финансовых злоупотреблений при оказании помощи избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, группам референдума, в том числе внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц; подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума; заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, иным уполномоченным лицом. Материалы по правонарушениям такого рода направляются в Следственный комитет Российской Федерации для проверки на предмет наличия или отсутствия в действиях правонарушителей признаков преступления.
Уголовно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства
Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:
а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,
в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,
г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,
д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),
е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,
з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,
к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,
л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,
м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,
н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
о) препятствующие голосованию на избирательных участках,
п) нарушающие тайну голосования,
р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,
х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,
ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.
2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта РФ, Центральная избирательная комиссия РФ вправе составить в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ.