kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Главные вопросы экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок изучения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Главные вопросы экономики"»

Конспект урока обществознания в 8 классе.

Тема урока: Главные вопросы экономики

Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»  Автор: Лоренс Питер.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и способах их разрешения в разных экономических системах.

Задачи учебного занятия:

  • Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.

  • Расширить знания о роли экономики в жизни общества.

  • Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Научатся:  описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, для кого и как производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Получат возможность научиться : осуществлять поиск нужной информации, находить способы  решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1).Предметные:

 Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики;  изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить  особенности экономических систем;   систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

2).Метапредметные:

а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;

б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;

в). Познавательные:  осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.

3). Личностные:

Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: учебник Боголюбова, раздаточный материал из учебника Бардовского.

Тип урока: урок получения новых знаний

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.



Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствую обучающихся , настраиваю на интересную работу.

2.  Актуализация опорных знаний

Вы дома должны были выучить термины, которые мы изучили на прошлом уроке. ( Работа с терминами.)

Благо - это, то что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.

Потребность - нужда человека в чем-либо для поддержания жизнедеятельности

Предлагаю  развить проблемную ситуацию: «Вы -  предприниматели, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг», какие вопросы вам предстоит решить? Предлагаю  определить тему и цели урока.

Тема урока: Главные вопросы экономики.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и способах их разрешения в разных экономических системах.

3. Изучение нового материала

План урока

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики.

Что производить?- Какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить?- Какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство?

Для кого производить?- Как распределить произведенные товары?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определенные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная.

Экономическая система - это способ организации совместной деятельности людей в обществе.

Работа в группах.

Задание для самостоятельной работы. Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

В ходе работы с учебником заполнить таблицу в  тетради

Вопросы для срав-нения

Традиционная эконо-мика

Командная эконо-мика

Рыноч-ная эконо-мика

Смешанная экономика

Характерные черты





Достоинства





Недостатки





Примеры





 Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?

Типы экономических систем

Традиционная

Характерные черты

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

Достоинства - предсказуемость и стабильность.

Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Примеры - в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки, Южной Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.


Командная (Централизованная, плановая, административная).

Характерные черты

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Достоинства-

Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.

Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.


Рыночная

Характерные черты

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.

Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.

Примеры- не встречается в чистом виде.


Смешанная

Характерные черты

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Примеры – США, Япония, Россия.

4.  Подведение итогов урока. Рефлексия.


Послушайте примеры и определите для какого типа ЭС они характерны. В правую руку возьмите желтый жетон – он будет обозначать рыночную систему, в левую – синий, он обозначает командную систему.


Мария работает заведующей складом продуктов. Она недостаточно часто смотрит и сортирует их, какая разница, все равно выкидывать испорченные. (синий)


Александр решил купить помещение для продуктового магазина, но через месяц рядом открыли другой магазин, где продукты были гораздо дешевле (желтый)


Во всех магазинах города цены на пальто, которое купил Михаил одинаковые (синий)



Горгаз может установить цены, которые ему заблагорассудится, так как у этого поставщика нет конкурентов (желтый)



Маршрутное такси в городе стало дороже, но через неделю при проверке администрацией города цены вернули назад (соединить жетоны)

Это командная система, так как говорится, что продукты никому не принадлежат, поэтому их не умеют хранить




Во втором эпизоде – рыночная система, так как предприниматель сам решает, за какую цену продавать товар.



При командной системе государство решает, кому, сколько и что выпускать, кому, сколько и чего потреблять. Все принадлежит государству и никому лично.




При рыночной системе производитель решает основные вопросы, и если покупатель не будет покупать товар, то производитель будет банкротом.



При командной системе государство устанавливает цены на продукты.

При рыночной системе некоторые формы производства могут быть монополистами, у них нет конкурентов. В этом случае цены на продукцию этих форм производства будут максимально высокими.





-Какой тип экономической системы в нашей стране? Докажите.


Ответ обучающихся

Я думаю смешанный, так как у нас много предпринимателей, которые сами решают, что как и когда производить. Государство контролирует некоторые жизненно-важные ресурсы, не дает устанавливать высокие цены.


Предлагаю оценить степень вашей активности на уроке по пятибалльной шкале, проанализировать что получилось, а что нет и почему.

5. Домашнее задание: прочитать п. 18, выучить записи в тетради, термины, задание 2 на стр160 письменно.




Задачи для закрепления:

  1. У Оли, Светы и Марины одинаковые платья, хоть девушки не знакомы друг другу.

(Командная, т. к. выпускается одна модель, которую скомандовало выпускать государство)

  1. Завтра Эмиль уходит с овцами в горы.

(Традиционная , т. к. скотоводство – одно из древнейших занятий человека)

  1. Светлана открыла собственный магазин.

(Рыночная, т. к. Светлана – частный предприниматель)

  1. В городе один целлюлозный комбинат, но хозяин не может поставить цену, выше 100 рублей за пачку писчей бумаги

(Смешанная, т. к. хозяин не может установить свою цену, которая контролируется государственными органами)

  1. Станислав купил цех по производству евроокон.

(Рыночная. Станислав – частный предприниматель)

  1. Римма написала объявление в газету «Защищаю дом от нечистой силы»

(Рыночная. Римма – частный предприниматель)

  1. Администрация проверила обоснованность поднятия цен на природный газ.

(Смешанная, т. к. администрация контролирует рост цен)

  1. Монополист «МРСК Урала» заменил обанкротившуюся компанию «Челябэнергосбыт», но цены остались прежними

(Смешанная, т. к. монополист не поднял цену)

  1. В 1954 году Тракторный завод сорвал планы поставки тракторов на Целину.

(Командная, т.к. планы поставки устанавливало государство)

  1. Каждое утро из печки доносился запах свежевыпеченного хлеба. Мама еще с вечера ставила тесто.

(Традиционная, т.к. мама каждый день пекла хлеб)




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Главные вопросы экономики"

Автор: Олейник Ирина Ивановна

Дата: 23.01.2025

Номер свидетельства: 664117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Главные вопросы экономики". "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-glavnyie-voprosy-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "100595"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385921"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация "Главные вопросы экономики". "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-glavnyie-voprosy-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "100620"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402386876"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тест по обществознанию «Главные вопросы экономики» ( 8 класс) "
    ["seo_title"] => string(63) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-glavnyie-voprosy-ekonomiki-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164458"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422638212"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Презентация по теме: «Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов» "
    ["seo_title"] => string(160) "priezientatsiia-po-tiemie-ekonomika-kak-nauka-i-khoziaistvo-glavnyie-voprosy-ekonomiki-potriebnosti-vybor-i-al-tiernativnaia-stoimost-oghranichiennost-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "159567"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421923893"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация по экономике 10 класс "  Главные вопросы экономики""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiiapoekonomikie10klassglavnyievoprosyekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "257656"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448370627"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства