Конспект урока обществознания : Загадка человека (глава «Человек»).
Конспект урока обществознания : Загадка человека (глава «Человек»).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания : Загадка человека (глава «Человек»).»
Тема урока:Загадка человека (глава «Человек»).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
Задачи: 1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни. 2. Развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме. 3. Воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся.
Планируемые результаты: o Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь - высшая на Земле ценность. o Познавательные: обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы. o Коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, задавать вопросы и давать ответы на вопросы, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками. o Регулятивные: обучающиеся должны формулировать цель урока, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.
Эпиграф: Только тогда станешь человеком, Когда научишься видеть человека в другом. (А. Н. Радищев)
Ход урока
Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности.
- Чтоб пятерки получать, надо очень много знать. Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграф – это тоже своего рода подсказка.
*1 ряд - разгадайте ребусы, слова - «шарада», «ребус». -С каким понятием, ребята, ассоциируются у вас эти слова? Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «загадка». Записывают слово на доске. * 2 ряд - разгадайте ребусы, слова – «ребенок», «взрослый». - А каким общим словом можно назвать и взрослого, и ребенка? Учащиеся приходят к выводу, что и взрослый, и ребенок - это ЧЕЛОВЕК. Записывают слово на доске. Затем определяют тему урока - «Загадка человека». - Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать? Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске о том, что учащимся необходимо узнать: * в чем отличие человека от животного; * зачем человек рождается; * каковы ценности человеческой жизни.
3. Первичное усвоение новых знаний.
- Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое человек? , а что такое ценность?
* самостоятельно дайте определение данных понятий, поработайте со словарями и найти в них данные определения. Затем группы формулируют определения, читают определения из словарей. Далее формулируются более точные определения и записываются в тетрадь.
-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых указаны схемы, стрелками соедините их в логические группы. Животные членораздельная речь целеполагание Человек звуки воля мышление сознательная творческая деятельность повадки линька прямохождение (уч-ся чертят схемы, и далее выявляется, что в человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др.)
-Человек рождается, и чтобы развиваться, ему необходимо слушать и понимать речь других, заниматься какой-либо деятельностью, которая, возможно, пригодится ему в будущем. У вас на столах есть инструктивные карточки, схемы (задание 1), заполняя которые, вы сумеете ответить на вопрос: для чего человек родился.
Инструктивная карточка № 1 Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________ * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание 2 Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»» Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетия назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно. Часто школьники торопятся поскорее стать взрослыми также, как и герой стихотворения В. Д. Берестова. Обсудите стихотворение и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»? Почему? В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.
Инструктивная карточка № 2 Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться, нужно общаться со взрослыми для того, чтобы _________________________ Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться, нужно ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы _______ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание 2 Прочтите абзац в учебнике «Ты, наверное, уже читал произведение «Маленький принц», §1(стр. 11). Как вы понимаете слова автора произведения? Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами товарищей – это немалая ценность в жизни человека? Почему? В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске. Группы выполняют задание 1 и затем высказывают свои точки зрения и приходят к единому мнению – зачем человек рождается.
-Молодцы. Вот вы и ответили на вопрос: зачем человек рождается.
- А для чего он живет? Всегда ли в жизни человека есть место подвигу, как писал когда-то М. Горький? (задание 2).
Вывод: детство – важный период в жизни человека, в котором есть немало доброго, хорошего.
умение сопереживать, гордиться победами близких людей - это тоже немаловажные ценности.
Физминутка.
Первичная проверка понимания .
-Важнейшие ценности для человека – жизнь, умение прийти на помощь в трудную минуту, рискуя часто собственной жизнью. И добру нас часто учат детские сказки.
Но … Внимание. Обратимся к слайдам. * В мультфильме про бременских музыкантов разбойники поют: «Ой-ля-ля, ой-ля-ля, завтра грабим короля» (слайд 3). * В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк пела о том, что: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя» (слайд 4). -Согласны ли вы с такими позициями сказочных героев? Свой ответ аргументируйте.
Первичное закрепление.
- Игра «Я вам слово – вы мне 7».
Учитель называет слово, учащиеся называют 7 слов, которые ассоциируются с эти понятием. Слово: человек.
-Вот и заканчивается наш урок. И приводя примеры-ассоциации, вы сами выявили, что человечность, ответственность, умение прийти на помощь в трудную минуту – это то, что отличает людей от животных, самое главное, важное в любом человеке. Это – Загадка Человека. Человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.
Информация о домашнем задании.
написать послание жителям других планет, где кратко охарактеризовать человека как уникального создания планеты Земля.
Рефлексия.
(оценка собственной деятельности на уроке, своего настроения на разных этапах урока).