kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

•МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ  В  САМОРАЗВИТИИ  И САМОРЕАЛИЗАЦИИ И  ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЁНКА,  КОТОРЫЕ  МОГУТ  БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ  В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

•МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМ ЗАКАЗОМ ОБЩЕСТВА НА  РЕАЛИЗАЦИЮ  ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ  И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ В МАССОВОЙ 

           ПРАКТИКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К 

             ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ »

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ  ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ АВТОР ПРОЕКТА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ–ОРГАНИЗАТОР ОБЖ МОСКОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

АВТОР ПРОЕКТА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ–ОРГАНИЗАТОР ОБЖ

МОСКОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТ МЕСТО ПРОТИВОРЕЧИЯ: МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЁНКА, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ  МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМ ЗАКАЗОМ ОБЩЕСТВА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ В МАССОВОЙ  ПРАКТИКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К  ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТ МЕСТО ПРОТИВОРЕЧИЯ:

  • МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЁНКА, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМ ЗАКАЗОМ ОБЩЕСТВА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ В МАССОВОЙ

ПРАКТИКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К

ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

ПРОБЛЕМА:  СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРИНЦИПОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЖЁСТКИМИ РАМКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ  И ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММ

ПРОБЛЕМА:

СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРИНЦИПОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЖЁСТКИМИ РАМКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

И ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММ

ГИПОТЕЗА  ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ГИПОТЕЗА

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления при изучении ОБЖ как средства реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления при изучении ОБЖ как средства реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

  • Изучение и внедрение в практику методов и приёмов, позволяющих развивать активную мыслительную деятельность.
  • Формирование у школьников умения оптимизировать, структурировать изучаемый материал, делая его доступным и понятным.
  • Совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • Воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
  • Создание банка дидактических материалов и методических разработок, обеспечивающих построение учебного процесса на основе ТРКМ
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этапы Задачи 1.Подготовительный ( I четверть) Планируемый результат Изучение теоретической базы Знакомство с опытом других педагогов Отбор методических приемов Разработка диагностических материалов Диагностика уровня творческой активности, развития умений и навыков 2. Практический (ноябрь-апрель) Создание теоретической базы для реализации проекта Планирование работы Разработка уроков с элементами ТРКМ Промежуточная диагностика Реализация проекта 3. Контрольно-аналитический  (май) Развитие активной мыслительной деятельности Формирование активной творческой личности Формирование ключевой компетенции - личностного самосовершенствования Итоговая диагностика способности учащихся воспринимать новое, решать поставленные задачи Подведение итогов реализации проекта Выявление эффективности применения ТРКМ как средства реализации личностно-ориентированного обучения

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы

Задачи

1.Подготовительный

( I четверть)

Планируемый

результат

  • Изучение теоретической базы
  • Знакомство с опытом других педагогов
  • Отбор методических приемов
  • Разработка диагностических материалов
  • Диагностика уровня творческой активности, развития умений и навыков

2. Практический

(ноябрь-апрель)

Создание теоретической

базы для реализации

проекта

  • Планирование работы
  • Разработка уроков с элементами ТРКМ
  • Промежуточная диагностика
  • Реализация проекта

3. Контрольно-аналитический

(май)

  • Развитие активной мыслительной деятельности
  • Формирование активной творческой личности
  • Формирование ключевой компетенции - личностного самосовершенствования
  • Итоговая диагностика способности учащихся воспринимать новое, решать поставленные задачи
  • Подведение итогов реализации проекта

Выявление эффективности применения ТРКМ как средства реализации личностно-ориентированного обучения

ОСНОВА ТРКМ ТРЁХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

ОСНОВА ТРКМ

ТРЁХФАЗНАЯ

СТРУКТУРА

УРОКА

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

ФУНКЦИИ ТРЁХ СТАДИЙ ТРКМ I стадия II стадия Вызов  – актуализация  имеющихся  знаний; – пробуждение  интереса к  получению новой  информации; – постановка  учеником  собственных целей  обучения.   III стадия Осмысление содержания  – получение новой  информации; – осмысление новой  информации; – соотнесение новых  знаний с уже  имеющимися  знаниями. Рефлексия  – целостное осмысление,  обобщение полученной  информации; – присвоение нового  знания учеником; – формирование  собственного  отношения к  изучаемому  материалу.

ФУНКЦИИ ТРЁХ СТАДИЙ ТРКМ

I стадия

II стадия

Вызов

актуализация

имеющихся знаний;

пробуждение

интереса к

получению новой

информации;

постановка

учеником

собственных целей

обучения.

III стадия

Осмысление содержания

получение новой

информации;

осмысление новой

информации;

соотнесение новых

знаний с уже

имеющимися

знаниями.

Рефлексия

целостное осмысление,

обобщение полученной

информации;

присвоение нового

знания учеником;

формирование

собственного отношения к изучаемому материалу.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ Стадия Приёмы Вызов «Верные и неверные утверждения» Кластер предположения. «Веер» «Корзина» идей. «Дерево предсказания» «Ключевые слова» «Верите ли вы, что…» Осмысление содержания «Пометки на полях» – инсерт. Маркировочная таблица «ЗУХ» Кластер. Лекция или чтение «со стопами» «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Зигзаг» Рефлексия

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Стадия

Приёмы

Вызов

  • «Верные и неверные утверждения»
  • Кластер предположения.
  • «Веер»
  • «Корзина» идей.
  • «Дерево предсказания»
  • «Ключевые слова»
  • «Верите ли вы, что…»

Осмысление содержания

  • «Пометки на полях» – инсерт.
  • Маркировочная таблица «ЗУХ»
  • Кластер.
  • Лекция или чтение «со стопами»
  • «Толстые» и «тонкие» вопросы.
  • «Зигзаг»

Рефлексия

  • Синквейн.
  • Акростих.
  • Написание эссе.
  • «Толстые» и «тонкие» вопросы.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • В процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность».
  • Применение интерактивных методов позволяет формировать у школьников жизненно важные навыки (способность к положительному поведению), что позволяет им успешно справляться с требованиями окружающей действительности.
  • Частота чередования видов учебной деятельности, многообразие видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельной работы) способствует рациональной организации урока.
  • ТРКМ способствует также сохранению здоровья, т.к. развивает в учащихся конструктивное отношение
  • к любым проблемам, умение их решать, что снимает
  • отрицательные эмоции, психологическое напряжение .
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ развитие логического и критического мышления; формирование умения аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения; формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; формирование умения разрабатывать программу своих действий и реализовывать её; формирование одной из ключевых компетенций –  личностного самосовершенствования: способности  ученика к личностному, духовному,  интеллектуальному саморазвитию,  непрерывность самопознания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • развитие логического и критического мышления;
  • формирование умения аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • формирование умения разрабатывать программу своих действий и реализовывать её;
  • формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования: способности

ученика к личностному, духовному,

интеллектуальному саморазвитию,

непрерывность самопознания.

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Сформированность приёмов логического мышления.
  • Сформированность приёмов критического мышления.
  • Сформированность навыков культуры чтения.
  • Уровень развития творческих способностей.
Результаты диагностики  Сформированность приёмов логического мышления УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОКТЯБРЬ ВЫСОКИЙ 16,7 % НОРМА ЯНВАРЬ БЛИЗКИЙ К НОРМЕ 33,4 % 16,7 % АПРЕЛЬ 33,4 % 33,4 % 33,4 % НИЗКИЙ 50 % 50 % 16,7 % 16,7 % 0 %

Результаты диагностики Сформированность приёмов логического мышления

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОКТЯБРЬ

ВЫСОКИЙ

16,7 %

НОРМА

ЯНВАРЬ

БЛИЗКИЙ К НОРМЕ

33,4 %

16,7 %

АПРЕЛЬ

33,4 %

33,4 %

33,4 %

НИЗКИЙ

50 %

50 %

16,7 %

16,7 %

0 %

Результаты диагностики  Сформированность приёмов критического мышления УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОКТЯБРЬ ДОПУСТИМЫЙ 33,4 % ЯНВАРЬ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ АПРЕЛЬ 33,4 % 33,4 % 33,4 % 50 % 50 % 50 % 16,6 % 0 %

Результаты диагностики Сформированность приёмов критического мышления

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОКТЯБРЬ

ДОПУСТИМЫЙ

33,4 %

ЯНВАРЬ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

АПРЕЛЬ

33,4 %

33,4 %

33,4 %

50 %

50 %

50 %

16,6 %

0 %

Результаты диагностики  Уровень развития творческих способностей УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОКТЯБРЬ ВЫСОКИЙ 0 % ЯНВАРЬ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ АПРЕЛЬ 0 % 50 % 50 % 16,7 % 50 % 50 % 50 % 33,3 %

Результаты диагностики Уровень развития творческих способностей

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ОКТЯБРЬ

ВЫСОКИЙ

0 %

ЯНВАРЬ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

АПРЕЛЬ

0 %

50 %

50 %

16,7 %

50 %

50 %

50 %

33,3 %

ВЫВОД : ГИПОТЕЗА О ТОМ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНА

ВЫВОД :

ГИПОТЕЗА О ТОМ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНА

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ ТРКМ – общепедагогическая, надпредметная технология, применимая в любых программе и предмете. Следование базовой модели  «вызов – осмысление содержания – рефлексия» позволяет учителю работать в режиме свободного творчества, используя как приёмы ТРКМ, так и классические. Считаю, что мой проект имеет практическую значимость и может быть использован другими педагогами, на любом предмете .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

  • ТРКМ – общепедагогическая, надпредметная технология, применимая в любых программе и предмете.
  • Следование базовой модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия» позволяет учителю работать в режиме свободного творчества, используя как приёмы ТРКМ, так и классические.
  • Считаю, что мой проект имеет практическую значимость и может быть использован другими педагогами, на любом предмете .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Московская Татьяна Николаевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192630


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства