РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
•МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЁНКА, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
•
•МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМ ЗАКАЗОМ ОБЩЕСТВА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ В МАССОВОЙ
ПРАКТИКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ »
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
АВТОР ПРОЕКТА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ–ОРГАНИЗАТОР ОБЖ
МОСКОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТ МЕСТО ПРОТИВОРЕЧИЯ:
МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ РЕБЁНКА, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМ ЗАКАЗОМ ОБЩЕСТВА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ В МАССОВОЙ
ПРАКТИКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМА:
СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРИНЦИПОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЖЁСТКИМИ РАМКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
И ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММ
ГИПОТЕЗА
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления при изучении ОБЖ как средства реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Изучение и внедрение в практику методов и приёмов, позволяющих развивать активную мыслительную деятельность.
Формирование у школьников умения оптимизировать, структурировать изучаемый материал, делая его доступным и понятным.
Совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Создание банка дидактических материалов и методических разработок, обеспечивающих построение учебного процесса на основе ТРКМ
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы
Задачи
1.Подготовительный
( I четверть)
Планируемый
результат
Изучение теоретической базы
Знакомство с опытом других педагогов
Отбор методических приемов
Разработка диагностических материалов
Диагностика уровня творческой активности, развития умений и навыков
2. Практический
(ноябрь-апрель)
Создание теоретической
базы для реализации
проекта
Планирование работы
Разработка уроков с элементами ТРКМ
Промежуточная диагностика
Реализация проекта
3. Контрольно-аналитический
(май)
Развитие активной мыслительной деятельности
Формирование активной творческой личности
Формирование ключевой компетенции - личностного самосовершенствования
Итоговая диагностика способности учащихся воспринимать новое, решать поставленные задачи
Подведение итогов реализации проекта
Выявление эффективности применения ТРКМ как средства реализации личностно-ориентированного обучения
ОСНОВА ТРКМ
ТРЁХФАЗНАЯ
СТРУКТУРА
УРОКА
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
ФУНКЦИИ ТРЁХ СТАДИЙ ТРКМ
Iстадия
IIстадия
Вызов
–актуализация
имеющихсязнаний;
–пробуждение
интереса к
получению новой
информации;
–постановка
учеником
собственных целей
обучения.
IIIстадия
Осмысление содержания
–получение новой
информации;
–осмысление новой
информации;
–соотнесение новых
знаний с уже
имеющимися
знаниями.
Рефлексия
–целостное осмысление,
обобщение полученной
информации;
–присвоение нового
знания учеником;
–формирование
собственногоотношения кизучаемомуматериалу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
Стадия
Приёмы
Вызов
«Верные и неверные утверждения»
Кластер предположения.
«Веер»
«Корзина» идей.
«Дерево предсказания»
«Ключевые слова»
«Верите ли вы, что…»
Осмысление содержания
«Пометки на полях» – инсерт.
Маркировочная таблица «ЗУХ»
Кластер.
Лекция или чтение «со стопами»
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
«Зигзаг»
Рефлексия
Синквейн.
Акростих.
Написание эссе.
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность».
Применение интерактивных методов позволяет формировать у школьников жизненно важные навыки (способность к положительному поведению), что позволяет им успешно справляться с требованиями окружающей действительности.
Частота чередования видов учебной деятельности, многообразие видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельной работы) способствует рациональной организации урока.
ТРКМ способствует также сохранению здоровья, т.к. развивает в учащихся конструктивное отношение
формирование умения аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
формирование умения разрабатывать программу своих действий и реализовывать её;
формирование одной из ключевых компетенций – личностного самосовершенствования: способности
ученика к личностному, духовному,
интеллектуальному саморазвитию,
непрерывность самопознания.
СИСТЕМА КРИТЕРИЕВДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Сформированность приёмовлогического мышления.
Сформированность приёмовкритического мышления.
Сформированность навыковкультуры чтения.
Уровень развития творческихспособностей.
Результаты диагностикиСформированность приёмов логического мышления
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
ОКТЯБРЬ
ВЫСОКИЙ
16,7 %
НОРМА
ЯНВАРЬ
БЛИЗКИЙ К НОРМЕ
33,4 %
16,7 %
АПРЕЛЬ
33,4 %
33,4 %
33,4 %
НИЗКИЙ
50 %
50 %
16,7 %
16,7 %
0 %
Результаты диагностикиСформированность приёмов критического мышления
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
ОКТЯБРЬ
ДОПУСТИМЫЙ
33,4 %
ЯНВАРЬ
СРЕДНИЙ
НИЗКИЙ
АПРЕЛЬ
33,4 %
33,4 %
33,4 %
50 %
50 %
50 %
16,6 %
0 %
Результаты диагностикиУровень развития творческих способностей
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
ОКТЯБРЬ
ВЫСОКИЙ
0 %
ЯНВАРЬ
СРЕДНИЙ
НИЗКИЙ
АПРЕЛЬ
0 %
50 %
50 %
16,7 %
50 %
50 %
50 %
33,3 %
ВЫВОД:
ГИПОТЕЗА О ТОМ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНА
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
ТРКМ – общепедагогическая, надпредметная технология, применимая в любых программе и предмете.
Следование базовой модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия» позволяет учителю работать в режиме свободного творчества, используя как приёмы ТРКМ, так и классические.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость и может быть использован другими педагогами, на любом предмете .