kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Цель урока:

Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.

Задачи:

  • Изучение основных понятий радиации; источников и видов ионизирующего излучения, единиц измерения, воздействий на человека.
  • Развитие мышления, памяти, воображения, речи, мировоззрения, лидерских качеств, эмоционально-волевых потребностей; умения выступать перед аудиторией, анализировать ситуацию, слушать, делать выводы.
  • Воспитание ответственности, нравственности, самостоятельности, воспитание бережного отношения к здоровью.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Учебные вопросы:

  • Ионизирующее излучение и его виды.
  • Источники излучений (естественные и искусственные).
  • Внутреннее и внешнее облучение организма.
  • Нормы радиационной безопасности человека.

Продолжительность урока: 45 минут.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), эвристический, опережающего обучения.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация.

 План урока:

  1. Организационный момент - 2 минуты
  2. Целеполагание и мотивация - 1 минута
  3. Актуализация - 25 минут

     Динамическая пауза - 2 минуты

  1. Осознание и осмысление учебной информации - 5 минут
  2. Первичное закрепление учебного материала - 5 минут
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты»

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Цель урока:

Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.

Задачи:

  • Изучение основных понятий радиации; источников и видов ионизирующего излучения, единиц измерения, воздействий на человека.

  • Развитие мышления, памяти, воображения, речи, мировоззрения, лидерских качеств, эмоционально-волевых потребностей; умения выступать перед аудиторией, анализировать ситуацию, слушать, делать выводы.

  • Воспитание ответственности, нравственности, самостоятельности, воспитание бережного отношения к здоровью.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Учебные вопросы:

  • Ионизирующее излучение и его виды.

  • Источники излучений (естественные и искусственные).

  • Внутреннее и внешнее облучение организма.

  • Нормы радиационной безопасности человека.

Продолжительность урока: 45 минут.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), эвристический, опережающего обучения.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация.

 План урока:

  1. Организационный момент - 2 минуты

  2. Целеполагание и мотивация - 1 минута

  3. Актуализация - 25 минут

Динамическая пауза - 2 минуты

  1. Осознание и осмысление учебной информации - 5 минут

  2. Первичное закрепление учебного материала - 5 минут

  3. Рефлексия (подведение итогов урока) - 5 минут

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны.

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель.

А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны – положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку.  Тема сегодняшнего урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

3. Актуализация знаний и умений.

Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Мы с вами за занятие должны решить такую проблему: Чем опасно ионизирующее излучение для человека? Я предлагаю вам вести по ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План нашего урока записан на слайде (слайд № 3):

  1. Ионизирующее излучение и его виды.

  2. Источники излучений (естественные и искусственные).

  3. Внутреннее и внешнее облучение организма.

  4. Нормы радиационной безопасности человека.

Эпиграфом к уроку будет загадка: "Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна". Догадались? Да, это – радиация. (слайд № 4).

Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима, Нагасаки, Чернобыль). (слайд № 5).

Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии – радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас вашему вниманию предоставляется небольшой видеоролик.

1) Ионизирующее излучение и его виды.

Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.

Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик Вильгельм Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., Антуан Анри Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).

С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления (слайды № 6,7).

Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы, слайд № 8).

Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани (слайд № 9).

Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.

Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.

Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества (слайд № 10). А дозу облучения в бэр.

Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ.

2) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 11).

Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно.

Схема 1

Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о.Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос – источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.

Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

3) Внешнее и внутреннее облучение человека.

Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?

Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 12).

Схема 2

Доза излучения – Р (рентген)

Доза облучения – бэр (биологический эквивалент рентгена),  1 бэр = 1 Р

От 4 до 12 мкР/ч

Естественный радиационный фон

30 – 100 мбэр (0,03 -0,1 бэр)

Годовая доза облучения

500 мбэр

Допустимое облучение за год

Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника».

4) Нормы радиационной безопасности человека.

Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.

Доза облучения, бэр

Признаки поражения человека

50

Видимых признаков поражения нет

100

При многократном облучении (10—30 суток) внешних признаков нет. При однократном — у 10% возникает тошнота, рвота, слабость.

200

При многократном (в течение 3 месяцев) — внешних признаков нет. При однократном — признаки лучевой болезни I степени.

300

При многократном — первые признаки лучевой болезни. При однократном — лучевая болезнь II степени.

400-700

Лучевая болезнь III степени. Головная боль, температура, слабость, тошнота, рвота, понос, изменение состава крови. При отсутствии лече­ния — смерть.

700

В большинстве случаев смертельный исход.

1000

Молниеносная форма лучевой болезни, гибель в первые сутки.



Динамическая пауза.

Исходное положение – стоя. 

  1. Давайте посмотри вокруг – видна ли радиация? (вращение головой).

  2. Напишите руками в воздухе буквы α, β, γ (вращение руками).

  3. Где радиация выше – в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед – достать руками пол).

  4. Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте).

4. Осознание и осмысление учебной информации.

Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня.

Какие радиационно-опасные объекты находится рядом с нами?

5. Первичное закрепление учебного материала.

Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я задам вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл (слайд № 15).

  1. Какие виды излучения вы теперь знаете?

  2. Какое из них самое опасное?

  3. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?

  4. Радон – это искусственный или естественный источник излучения?

  5. Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?

  6. Какова годовая доза естественного облучения?

Проверка осуществляется по ключу (слайд № 16). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.

6. Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Ионизирующее излучение». Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих уроках изучим всё, что касается радиационно-опасных объектов и возможных аварий на них. Давайте, перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты

Автор: Жердев Николай Владимирович

Дата: 15.01.2018

Номер свидетельства: 450024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1380 руб.
1970 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства