kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира "Что такое деньги?".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 3

Тема урока: «Что такое деньги? Из истории денег.»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: дать детям представления о том, что такое деньги, истории их появления и роли денег в экономике.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личного смысла учения.

  2. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

  2. Умение соотносить свои действия с действиями учителя.

  3. Принимать учебную задачу урока и стремление ее выполнить.

  4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  5. Строить речевое высказывание.

  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

  7. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.



Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Формировать понятие о денежных единицах. Познакомить с историей возникновения денег.

  2. Развивать кругозор, словарный запас, логичность мыслей, воспитывать уважение к труду родителей, бережливость.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник А.А Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, конверт с картинками для деловой игры, монеты и рисунки монет для практической работы.

Материалы для учителя: учебник А.А Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, презентация, наглядный материал, книга Н.Носова «Незнайка на Луне», технологическая карта.



Этапы урока.

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

-Добрый день. Сегодня мы совершим путешествие в пошлое, чтобы лучше узнать о хорошо знакомых нам предметах.

- Посмотрите на экран. Как думаете, что объединяет эти предметы?

(Ракушка – каури, слоновая кость, шкурка куницы, баран, монеты).

Приветствие.

Эмоциональный настрой на урок.

Регулятивные УУД

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности

2.

Актуализация знаний.

- Перед вами картинки с предметами. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют и поместите в правильный столбик.

А. Мясо, бананы, молоко, хлеб – пища.
Б. Книга, школа, библиотека, учитель– образование.
В. Врач, таблетки, градусник, бинт – здоровье.

Д. Сок, вода – жажда.
Е. Кровать, подушка – сон.
Ж. Камин, костер – тепло.
К. Газеты, телевизор – информация.

- Пища, жажда, образование, здоровье, сон, тепло, информация. Что это? (Потребности человека).

- Как человек может удовлетворить свои потребности?


Учащиеся работают с карточками у доски.

Проверка и обсуждение правильности выполнения заданий.


Личностные УУД - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные УУД

- адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи

3.

Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Чтение отрывка из сказки Н.Носова «Незнайка на Луне».

…Поднявшись из-за стола и помахав официанту издали на прощание ручкой. Незнайка отправился дальше, но официант быстро догнал его и, вежливо улыбнувшись, сказал:

– Вы забыли, дорогой друг, о деньгах.

– О чем? – с приятной улыбкой переспросил Незнайка.

– О деньгах, дорогой друг, о деньгах!

– О каких, дорогой друг, деньгах?

– Ну, вы же должны, дорогой друг, заплатить деньги.

– Деньги? – растерянно произнес Незнайка. – А что это, дорогой друг? Я, как бы это сказать, впервые слышу такое слово.



- Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

(Что такое деньги).


Учащиеся слушают учителя.













Формулируют тему и цели урока.

Коммуникативные УУД – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные УУД – высказывать предположения; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные УУД

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

4.

Открытие новых знаний. Объяснение нового материала.

1). Бартер.

Сценка:

- Ура! Привет, Аня!

-Чему ты радуешься, Максим?

-Наконец- то мне удалось выменять у Гоши рыбок для аквариума. Пришлось ему за это отдать видеокассету.

Намучился с этим обменом, ужас!

-Это почему же ужас? Дал кассету – получил рыбок.

-Дело в том, что сначала эту кассету мне пришлось выменять на Машины наклейки.

-А при чём тут Маша?

-Как ты не понимаешь? У меня наклеек-то не было, а Ульяна меняла свою кассету только на наклейки. Вот и пришлось выменять наклейки на свой фонарик. Ладно, хоть Маша на это согласилась. А то бы мне не видать рыбок.

-Да уж, эти мальчишки. Всё, что хочешь, могут запутать! А всего-то нужно найти одну вещь, которая нужна всем и всегда. И на неё всё выменивать. Мы с девчонками всегда так делаем.


- Каким образом человек может получить товар, который ему нужен? (Обменять)


- Но с какими трудностями вы встречаетесь при обмене товарами? (Обмен бывает не всегда равноценный. Трудно найти того, кому твой товар нужен. И не всегда тебе нужно то, что предлагают за твой товар)

- Каким ещё образом человек может получить товар, который ему нужен? На что Аня намекает?

(Купить)

- Что нужно для того, чтобы купить товар? (Деньги)

- А что такое деньги?

- Поднимите руки, те кому приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Такой вид обмена называется бартер .

Откроем учебники на стр.62-63 (2 абзац) и найдём определение, что такое бартер.

(Это прямой обмен одних товаров на другие.)

- Кажется, все просто и удобно.

Попробуем представить следующие ситуации.

1 ситуация. (Работа в парах).

Есть портной и сапожник. (У детей на столе рисунки рубашки и сапог.) Портному нужны сапоги, а сапожнику рубашка. Совершите обмен. Могут они поменяться своими изделиями? Безусловно. И такой обмен будет выгоден и удобен обоим.

2 ситуация. (Работа в тройках).

Ситуация изменилась. Теперь участников обмена трое. (Добавляется рисунок глиняного горшка.) Предположим, что сапожник сшил сапоги и решил обменять их на глиняный кувшин. Но гончару в данный момент сапоги не нужны. Ему нужна рубашка. И сапожник должен теперь обратиться к портному, чтобы обменять сапоги на рубашку, а потом уже последнюю обменять у гончара на кувшин. Совершите обмен, учитывая потребности хозяев вещей. Хорошо, если портному будут сейчас нужны эти сапоги. А если нет? Представьте только, что и нам с вами нужно было бы выменивать у кого-то всё, что нужно для жизни. И продукты, и одежду, и бытовую технику и книги. Согласитесь, это было бы не очень удобно.

- Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.

- Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа. 

2). Купля – продажа.

- Еще раз прочитайте, что такое купля – продажа.

- Что такое деньги?

(Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги).

Купить или продать товар- это значит обменять его на какое-то количество денег.

3). Из истории монет. Рассказ учителя.

На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа при покупке. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.

Монета – латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян о том, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор.

Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того, как человек придумал эту удобную форму, он пользовался при расчетах теми предметами, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки-каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны.

Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать при расчетах предметы. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились.

Названия старинных русских монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.

Куны – это шкурки куницы.

Ногаты – скорее всего, это более мелкая единица: часть шкурки, лапка животного.

Резаны – это обрезки серебряных монет.

- Что означает слово монета?

- Какие предметы в разное время использовали в качестве денег?

-Так что же объединяет эти предметы?

Ракушка – каури, слоновая кость, шкурка куницы, баран, монеты.

4). Деньги в Древней и Средневековой Руси. (Рассказы детей).

  1. В Древнюю Русь слово деньги пришло с Востока. Денежная система на Руси постепенно менялась. На смену натуральным «деньгам» приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.

- Откуда в Древнюю Русь пришло слово деньги?

  1. Копейка вошла в обращение на Руси в 16 веке и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем.

- Почему монета называется копейкой?

  1. Слово рубль происходит от слова «рубить»: от большого слитка серебра отрубали часть. Рубль состоял из 100 копеек, или 200 денег, или 400 полушек.

Полтина – 50 копеек. Гривна – 10 копеек. Алтын – 3 копейки. Копейка – 4 полушки.

-Откуда произошло слово «рубль»?

  1. Интересная картина открылась бы нашим глазам на московском базаре 17 века. Цены на съестные припасы были следующие:

Пуд коровьего масла – 6 гривен.

Одна голова сахара – 4 гривны.

1 десяток яиц – 1,5 копейки.

1 курица – 1 копейка.

Шуба из овчины – 30-40 копеек.

Штаны из сукна – 40 алтын.

  1. Деньги носили в кожаных кошельках, которые привязывали к поясу. Небольшие суммы завязывали в платок и носили за пазухой. Простой московский люд деньги прятал за щеку, при этом мог рьяно торговаться.

  2. Давайте попробуем перевести стоимость некоторых товаров в копейки.

Пуд коровьего масла – 6 гривен = 60 копеек.

Одна голова сахара – 4 гривны = 40 копеек.

Штаны из сукна – 40 алтын = 120 копеек = 1 рубль 20 копеек.

5). Современные денежные единицы.

- Какие денежные единицы используются в современном мире в разных странах? (ответы детей).

- Прочитайте об этом стр.63 (4абзац) и стр.64 (1 абзац).

- Что такое сбережения?

- Бумажные деньги (банкноты) появились в Китае, уж больно неудобно было отправляться в дальнее путешествие с большим сундуком монет. В России банкноты появились при Екатерине Второй.

Инсценирование ситуации.























Ответы на вопросы.















Знакомство с новым понятием.

Чтение статьи из учебника. Формулирование вывода, что такое бартер.





Разрешение ситуаций в парах.





Разрешение ситуаций в «тройках».



















Формулирование вывода, что такое купля-продажа, что такое деньги.









Слушание рассказа учителя.





































Ответы на вопросы учителя.









Выступление детей.

Слушание и ответы на вопросы.

















































Решение практических задач













Ответы детей.

Чтение статьи из учебника.

Ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные УУД - учить воспринимать разные виды информации, анализировать ее, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.



Регулятивные УУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров


Физминутка



Личностные УУД

- установка на здоровый образ жизни.

5.

Систематизация и обобщение полученных знаний.

1). Монеты. Практическая работа в парах.

- Прочитайте и объясните высказывание: «Монета – источник информации».

- Рассмотрите монеты и изображения монет. Какую информацию они в себе несут?

Аверс (орел) – лицевая сторона монеты, на ней изображен герб или портрет.

Реверс (решка) – оборотная сторона монеты, на ней указан номинал монеты.

Гурт – ребро, или боковая сторона монеты, на которой делалась насечка, чтобы монету не обрезали.

Легенда – надпись на монетах.

- Монеты дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок. На них часто изображали правителей, праздненства, спортивные игры, сцены из мифов, архитектурные сооружения. Они помогают изучить древний быт, религию, превращаются в прекрасные иллюстрации истории.

2). Кто такие нумизматы.

- А у кого дома есть хотя бы небольшая коллекция монет?

-Как называют людей, которые коллекционируют монеты?

- Существует специальная наука, изучающая монеты – нумизматика. И нумизматы не просто коллекционируют монеты, а изучают их.

Рассматривание монет и изображения монет.

Поиск информации, заключенной в монетах.

Знакомство с новыми понятиями.

















Ответы на вопросы.




Коммуникативные УУД - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные УУД

- учить воспринимать, анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.





6.

Закрепление пройденного материала. Применение новых знаний.

1.) Сказочная викторина, «Какой обмен совершается?»

- С бартером и куплей – продажей мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок.

- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке.

1.) «Гуси – Лебеди»

– Речка–матушка, спрячь меня!

– Съешь моего киселя!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)

2.) «Муха – Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

(Купля – продажа)


3.) «По щучьему велению»

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер)


2.) - Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?

(Делаем вывод, что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар).

- А как мы узнаем, на какое количество денег можно обменять тот или иной товар? (Смотрим на цену)

- Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета).

- Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги)


Коллективное выполнение заданий викторины.

Обсуждение.

Ответы на вопросы.



































Ответы на вопросы учителя.

Формулирование вывода.

Познавательные УУД: - учить перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Все ли можно купить за деньги? (Высказывания детей).

-Что нельзя купить за деньги? (Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.)

«Билетик на выход»

- Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-».

1) Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. (-).

2) Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги. (+).

3) Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения. (+).

4) Легенда – это оборотная сторона монеты. (-).

5) Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (+).

«Лесенка успеха»

(После выполнения задания проводится самопроверка).

- Если вы ответили на все вопросы, то прикрепите монетку на самую высокую ступеньку.

Если вы ответили на 3-4 вопроса, то - на 2 ступеньку.

Если вы ответили меньше, чем на 3 вопроса и не удалось подняться выше первой, не беда, у нас с вами будет время разобраться.


Ответы на вопросы.

Самооценка.

Регулятивные УУД

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

8.

Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.62-65.

Подготовиться отвечать на вопросы стр.65.

Попробовать создать монету своего государства (выдуманного). Нарисовать ее.

Дети записывают домашнее задание.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Автор: Ольга Яковлевна Царева

Дата: 20.01.2025

Номер свидетельства: 663847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_gosudarstvennyi_biudzhet"
    ["file_id"] => string(6) "611603"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660055006"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока "Что такое деньги""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt_uroka_chto_takoie_dien_ghi"
    ["file_id"] => string(6) "401352"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489844759"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока окружающего мира на тему  "Три кита экономики" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-tri-kita-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "138677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417591359"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урок окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566792"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства