МОУ «СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок окружающего мира
«Расы Земли»
4 класс
« Школа 2100»
Учитель: Майбурова Татьяна Ивановна
г. Ухта
Класс: 4 класс, УМК «Школа2100»
Тема урока: «Расы Земли»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: создать условия для первичного усвоения новых предметных (представлений учащихся о расах Земли) и метапредметных знаний, чтобы способствовать формированию толерантного отношения учащихся к представителям разных рас.
Задачи:
Личностные УУД:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Оборудование:
Учебник 4 класса «Окружающий мир» ч.2, карточки с определениями, физическая карта мира, энциклопедии, толковый словарь, дополнительная литература по теме, фотографии.
Ход урока
Этап мотивации.
Цель этапа: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
- Сегодняшний урок я хочу начать словами ирландского писателя, драматурга, лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу будьте внимательны, мне понадобится ваша помощь.
«Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по …… (одному) яблоку.
Если у Вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет …. (много) идей».
- Я желаю нам на уроке сделать много новых открытий и надеюсь на тесное сотрудничество.
Этап актуализация.
Цель: выявление учащимися места и причины затруднения (как изобразить многоликость человечества).
- Вспомним, какой раздел мы начали изучать на предыдущем уроке?
(Человек и многоликое человечество) – на доске.
- Какое слово ключевое? (человек)
- Как еще можно назвать?
(гражданин) – на доске.
- Что такое человечество?
(все граждане разных государств планеты Земля) - на доске.
- Почему его назвали многоликое?
(все разные)
- Если они все разные, то чем они отличаются?
(внешние данные, внутренний мир, место жительства, обычаи, традиции) – на доске.
-Можно ли изобразить многоликость, используя цветные карандаши и шаблоны?
-Посмотрим, что у вас получилось. 1 ряд прикрепите на доску портреты, которые вы нарисовали. 2 ряд, 3 ряд.
- Какое задание можно выполнить?
(разделить на группы)
- По какому принципу?
- Кто помнит, как можно назвать эти группы людей?
(расы) – на доске. РАСЫ ЗЕМЛИ
- Ребята, оцените свои знания по нашей теме на лестнице знаний.
- Мы выделили 3 группы. Кто-то знает, как они называются?
- Где можно найти более точную информацию?
- Откройте учебник на с. 86 и прочитайте последний абзац.
- Подтвердилось предположение?
Этап планирования.
Цель: на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают план будущих учебных действий: ставят цель (устранение возникшего затруднения: узнать, чем люди каждой расы отличаются друг от друга?), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства достижения цели (источники).
- Что будем делать дальше? (3 группы.) на доске названия.
- Существует такая легенда: «Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негроиды. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные фигурки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы ».
- Какой вопрос возникает? (Почему они такие разные? Чем отличаются?)
- Какова цель нашего урока? ( Узнать, чем люди каждой расы отличаются друг от друга?) – на доске.
Этап реализация построенного плана.
Цель: на данном этапе осуществляется реализация построенного плана: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант.
- Прежде, чем ответить на этот вопрос, что необходимо узнать? (Что такое раса?)
- Где можно найти ответ на этот вопрос? (словарь, учебник, интернет, доп. литература)
- Словарь один, а вас много. Я приготовила выписку из толкового словаря Ожегова. Внимательно прочитайте определение слова «раса» и найдите ответ на вопрос.
Исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.
- Что подчеркнули? (группа человечества)
- Выделите основные признаки, которыми различаются расы, используя определение из словаря. (физические признаки, расселение) – на доске.
- Читая определение, мы достигли цели? Что для этого необходимо? (доказательства, факты)
- С чего предлагаете начать?
- Какие задачи стоят перед нами? (найти информацию, обработать ее, сделать вывод и сохранить для дальнейшего использования.)
- Где будем искать информацию?
- Как предлагаете поработать?
- Объединитесь в группы, исходя из того, какие портреты вы рисовали.
- Информацию возьмите с иформационного стола.
- Материала много, а времени мало.
- По какому признаку вы определите, что это нужная информация? (взгляд, предмет, слово)
- По каким ключевым словам вы поймете, что это нужная вам информация? (названия рас)
- Итак, наша задача? ( найти факты, доказывающие, что представители каждой расы отличаются друг от друга, обобщить информацию и сохранить в виде таблицы)
Линия сравнения | Объект сравнения |
цвет кожи | |
форма и цвет волос | |
форма и цвет глаз | |
форма носа | |
форма губ | |
форма лица | |
волосяной покров тела | |
- Послушаем представителей каждой группы.
- Где наглядно можно увидеть различия? (фото на доску)
На доске появляются таблицы.
- Проанализируем вашу работу. Какой вывод можно сделать? (представители каждой расы отличаются друг от друга по физическим признакам)
Этап включение в систему знаний и повторение.
Цель: на данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания.
- С чем это связано? (с историческим расселением людей по планете)
- Попробуйте «расселить» портреты представителей изучаемой расы на карте в учебнике с.82-83.
- Расселите на карте материков.
Этап рефлексии.
Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия при помощи приема синквейн и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
- Послушайте высказывание великого норвежского путешественника Тура Хейердала, который побывал во многих уголках мира. "Один из самых полезных уроков, которые мне преподала жизнь, заключается в том, человек всегда остается человеком. Не важно, какого цвета его кожа, где бы и когда он ни жил, добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке".
- Как вы понимаете эти слова?
- Что может служить подтверждением ваших мыслей? (фотографии)
- Какой вывод можно сделать? (талантливым может быть человек любой расы)
- Вернемся к цели урока. Ответили мы на основной вопрос урока?
- Что узнали?
- Оцените свои знания по теме на конец урока.
- И в конце составим синквейн.
1 существительное – тема.
2 прилагательных - описание темы.
3 глагола - описание действия.
Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
1 существительное - синоним, который повторяет суть темы.
Домашнее задание:
Мини-сочинение на тему «Разные люди живут на планете…»
Подготовить сообщение о великих людях разных рас.
Найти интересные факты о людях разных рас.
Подготовить вопросительные слова для задания «Составь вопросы однокласснику»
«Что будет если...»
«Почему вы думаете, что...»
«Верно ли, что...»
«Объясните почему...»