Цели деятельности учителя | Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/562851/ http://www.profistart.ru/ps/blog/31333.html |
Оборудование | физическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема «Формы рельефа» |
Основные понятия | Рельеф, равнина, гора, холм, овраг, балка, террикон |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Звучит припев «Песни о России» (слова О. Высотской, музыка В. Локтева): Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней!.. – Почему в целом свете нет роднее страны, в которой мы живем? – Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края с востока на запад и с севера на юг | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: тестирование. Обобщение имеющихся знаний | – Выполните тест «мой край» . – вспомним, какие формы рельефа встречаются в нашей стране. | Выполняют задания теста. Составляют схему. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходи- | Устные ответы, выполненные задания теста, заполне- |
| | на доске заполняется схема: – Вспомните, каким цветом на карту нанесены плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье и горы. – Как отличить горы и холмы? Что у них общего и чем они отличаются? | Отвечают на вопросы | | мую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для | ние схемы |
III. Изучение нового материала | Целеполагание. Рассказ учителя. Составление рассказа об овраге по плану. | – Сегодня познакомимся с другой формой поверхности земли. Догадайтесь, о чем идет речь: Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности земли под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. (Овраги.) Рассказывает об образовании оврагов . предлагает учащимся рассказать об овраге по плану: 1. Где находится овраг? 2. Причины его появления. 3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение? | Слушают учителя. Составляют рассказ. | фронтальная, индивидуальная. | Устные ответы, составленный рассказ, выполненные задания из эле- ктронного приложения к учебнику |
| Работа с таблицей. Работа по учебнику. Беседа по прочитанному в учебнике материалу. | – Через много лет склоны оврагов покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку. – Составьте сравнительную характеристику оврагов и балок, сходства и отличия занесите в таблицу. Характеристика поверхности | Сходства | Различия | Овраг | | | Балка | – Какой ущерб наносят овраги? Почему необходимо с ними бороться? – О методах борьбы с оврагами прочитайте текст в учебнике (с. 150). Расскажите, как люди ведут борьбу с оврагами. предлагает прочитать статью «Надо ли охранять… поверхность?» в учебнике (с. 148–149). Затем демонстрирует фотографии пустырей, свалок, заброшенных карьеров. – А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? – Есть еще одна незаживающая рана на поверхности Земли. Это горы, которые создал человек. Прочитаем статью в учебнике (с. 152–153). – Как называются эти горы? – Как образовались эти горы? – Чем опасны терриконы? – Как люди борются с ними? | Заполняют таблицу. Читают текст в учебнике. рассказывают о методах борьбы с оврагами . высказывают свои предположения. | Коллективная. Индивидуальная. | партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия при выполнении работы. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
| Задания из электронного приложения к учебнику | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | | |
IV. Включение в систему знаний и повторение изученного | Кроссворд. | кроссворд: 1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.) 2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина. (Холм.) 3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть. (Террикон.) 4. Строение земной поверхности. (Рельеф.) 5. Есть подошва, склон, а вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.) 6. Ровная, без гор и холмов земная поверхность. (Равнина.) | Разгадывают кроссворд. | Фронтальная, коллективная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной | Устные ответы, записи в тетради |
| Игра «Узнай меня» (вариант) | 7. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками. (Балка.) • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.) • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.) • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.) • Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. (Балка.) • Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.) Предлагает учащимся самим проверить правильность ответов | Участвуют в игре. Осуществляют самопроверку | | полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – О чем мы узнали сегодня на уроке? – Что мы называем родным краем? – Где находится наш(-а) край (область)? – Какова поверхность нашего(-й) края (области)? – Какой вред приносит овраг людям? | читают вывод в учебнике (с. 151). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
Подчеркни правильный вариант ответа.
а) Африка; б) Австралия; в) Евразия; г) Северная Америка.
а) леса; б) степи; в) тундры; г) пустыни.
а) в Восточном полушарии; б) Западном полушарии.
а) кактусы, кипарисы; б) ель, береза, осина; в) ягель, клюква, карликовая ива; г) полынь, саксаул, ковыль.
а) лоси, зайцы, кабаны; б) косули, волки; в) олени, медведи; г) суслики, степной орел, степная гадюка.
а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили; в) морепродукты.
а) в тропическом поясе; б) полярном поясе; в) умеренном поясе.
– На равнинах иногда можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги. Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает как бы изрезана ими. В овражистой местности легко заблудиться. Вот как описывает овраг один путешественник: «Я отправился к оврагу и был поражен картиной, которую увидел. Очутился я в диком, темном и сыром ущелье. Солнечные лучи не проникали на его дно. Чем дальше я шел, тем выше подымались стены. Надо мной виднелась лишь узкая полоска голубого неба. Кое-где встречались боковые овраги».
– Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствуют разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по борозде не стекала в овраг, размывая его склоны.
В борьбе с оврагами вместе со взрослыми в свободное время участвуют и дети: они ухаживают за посадками на склонах оврагов, пропалывают, поливают их. Главное – предупредить и остановить образование оврагов, сохранять на них растительность. Пологие – распахивать только поперек склонов, использовать передовую систему обработки склонов, предупреждая образование рытвин, сохраняя растительность в тех местах, где возможно образование оврагов.