I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Лилия Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Приготовьте свое рабочее место. Присаживайтесь. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4 мин | - Ребята, отгадайте загадку: Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звезд. - Что это? Ребята, с чем ассоциируется у вас ракета? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? | Слушают - Это ракета - С космосом - О космосе | П.: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с выделением существенных признаков К: взаимодействие с партнером |
III. Постановка учебной задачи | 3 мин | -Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, необходимо разгадать кроссворд: (слайд) 1. Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве? 2. Маршал, который командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года в Москве? 3. Город-герой на Волге. 4. Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года. 5. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней длилась … 6. Название пограничной крепости, где произошло первое сражение. Ключевое слово: КОСМОС. -Что предстоит нам сделать на уроке? -Попытайтесь сформулировать тему урока. (слайд) -Сегодня мы узнаем о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос. - Но прежде чем говорить о достижениях нашей страны в области космонавтики, необходимо вспомнить, как наша страна возвращалась к нормальной жизни после ВОВ. Откройте учебники, мы прочитаем об этом в учебнике. | - Жуков. -Рокоссовский. -Сталинград. -Германия. -Блокада. -Брестская. -Космос. Ответы детей - Страна, открывшая путь в космос. | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации Р: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания | 10 мин | - Представьте, что мы листаем исторический журнал тех послевоенных лет. На экране будут появляться слайды, а вы попробуйте определить, с какими изменениями в жизни нашей страны он связаны. (образование, заводы, ГЭС, промышленность, машиностроение, жизнь в городах, жизнь в селе). - Но главным событием послевоенных лет стало, несомненно, освоение космоса. И сегодня мы с вами создадим свою альбом достижений нашей страны в освоении космоса. (слайд) 1 страница: «Первый искусственный спутник Земли». 2 страница: «Первый космический корабль». 3 страница: «Первый пилотируемый космический полет». 4 страница: «Первая женщина в космосе». 5 страница: «Первый человек в открытом космосе». | | П: построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации |
V. Первичное закрепление | 5 мин | Конкурс «Космический словарь» -По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто назовет последним, тот станет победителем. -Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать? (Чтение учителем интересные факты о космосе и космонавтах) - В 1970—1980-е гг. Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 г. прекратил свое существование. Работа по учебнику С. 148-149 - Прочитайте об этих событиях. Приготовьтесь отвечать на вопросы. Игра «Самый внимательный читатель». — Что стало особенно цениться в 1970-е гг.? — Назовите новые постройки — Какие велись разработки природных ископаемых? — Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? — Какие бытовые трудности переживал народ? — Что произошло в 1991 г.? — Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? Работа с загадками Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет, Человек им управляет — Что такое? Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Кто же это? Обгоняя ночь и день, Вкруг Земли бежит олень. Задевая звезды рогом, В небе выбрал он дорогу. Слышен стук его копыт. Он Вселенной следопыт. - А теперь ещё проверим, как мы усвоили тему. Какие изменения произошли в нашей стране после войны? (слайд) - Назовите ещё достижения нашей страны в области космонавтики. (слайд) | -Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д. -Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и др. -Образование. -На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская. -Добыча нефти и газа в Западной Сибири. -Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду. -В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди. -Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, государствами, стали независимыми. -Россия. -Звездолет. -Луноход. -Космонавт. Ответы детей - Спутник. | П: поиск и выделение необходимой информации П: построение речевого высказывания |
VI. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 2 мин | - Скажите, сколько станиц мы создали сегодня на уроке? (слайд) - А кто-нибудь знает, что означает ∞? - Это знак бесконечности. Космическое пространство безгранично. И его еще предстоит открыть. Но это будут уже ВАШИ ОТКРЫТИЯ! Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты! (слайд) - Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли мы её? -Выполнили ли мы поставленные задачи? -Что нового вы узнали для себя? -Какой вывод можете сделать? -Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще надо поработать? -Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.) | -8. -Знак бесконечности. - Страна, открывшая путь в космос. - Сформировать представления о жизни страны в послевоенное время; узнать о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |