Актуализация знаний. | - Пункты плана перепутались, расставьте их в нужном порядке. – Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Мальчик открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Девочка закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» – Какое своё право пытается защитить мальчик? – Какое своё право пытается защитить девочка? – Какое вы заметили противоречие? -Как вы думаете, какова тема нашего урока? - А что мы будем делать на уроке? – Какие права человека вам уже известны? – В каком государственном документе эти права записаны? - Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше? – Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе? - Как вы думаете, в современной России у людей равные права? –– Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? – А как вы понимаете это право? | - Определение темы и цели урока, работа с учебником, выполнение заданий, подведение итогов. - Право на образование. - Право на охрану здоровья. - И мальчик, и девочка защищают свои права. - Права человека. - Изучать права людей. - Отвечают. - В Конституции РФ. - Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д. - Нет не все. - Да. - Право на свободу. - Объясняют. | Ф | Р |
Открытие новых знаний. | – Найдите на с. 40–42 учебника, какие личные права есть у каждого человека? - А еще какие у человека есть права? - Сейчас мы поработаем с презентацией и определим, какие права сказочных героев были нарушены. а)…Свесть царевну в глушь лесную, И, связав ее живую, Под сосной оставить там На съедение волкам.. (А.С.Пушкин) б) -Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал? -Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце? (Ш.Перро) в) – Сейчас же отопри дверь,- прорычал волк, -а не то я ее выломаю! - Дом поросенка – это крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. (братья Гримм) Особые права ребенка. – Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные права? Должны ли быть у ребёнка особые права? - А вы знаете в каких документах записаны права ребенка? Назовите их. Декларация (в переводе с лат. означает заявление, объявление) - имеет рекомендательный характер, является призывом ко всем правительствам. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция (в переводе с лат. договор, соглашение) – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Конвенция по правам ребенка была принята ООН в 1989 году. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях. - Давайте познакомимся с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 7. Ребенок имеет право: на имя, на гражданство, право знать своих родителей. Статья 7. Ребенок имеет право: на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители. Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Статья 16. Каждый ребенок имеет право: на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции. Статья 17. Ребенок имеет право: на доступ к информации и материалам из различных источников. Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Статьи 26-27. Ребенок имеет право на бесплатное, обязательное среднее образование Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. – Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? – Равные ли права у современных людей? | - Право на жизнь Право на свободу и неприкосновенность Право на достойную жизнь Право на труд Право на отдых и досуг Право на образование Право на медицинское обслуживание Право на защиту чести и достоинства - А еще у человека есть: Право на личную, семейную жизнь Право на неприкосновенность жилища Право на тайну переписки Право на участие в политической жизни - Право на свободу и неприкосновенность. - Право на досуг. - Право на неприкосновенность жилища. - Нет. Да должны. - Декларация, Конвенция. - Обязанности. - Да равные. | | П |
Применение знаний. | - Предлагаю выполнить несколько заданий работая в группе. Вы получают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …… б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на ……… в) Балда из сказки А.Пушкина Сказание о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ………. г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …………. - Впишите в таблицу какие права нарушают сказочные герои. Сказочные герои | Какие права нарушены | Мачеха заставляет Золушку шить ночью платье. Винни-Пух летит на шарике за мёдом, которые пчелы сделали для себя. Паук хочет погубить Муху-цокотуху. У Буратино украли монеты. | Право на отдых. Право на личную собственность. Право на жизнь. Право на неприкосновенность имущества. | - Соедините стрелками эти предложения с рамкой «Права человека» или «Обязанности человека». Возможность бесплатно получить образование. Любовь и забота родителей о своих детях. Соблюдение порядка в общественном транспорте. Получение заработной платы за свой труд. Свободный выбор того, что смотреть, слушать, читать. - Составьте список своих прав и обязанностей. - Рассмотрите иллюстрацию. Выберите из списка, права защищают сказочные герои. | - Личную неприкосновенность. - Неприкосновенность жилища. - Труд. - Владение имуществом) - «Права человека» Возможность бесплатно получить образование. Получение заработной платы за свой труд. Свободный выбор того, что смотреть, слушать, читать. - «Обязанности человека». Любовь и забота родителей о своих детях. Соблюдение порядка в общественном транспорте. - Буратино – право на отдых, Мальвина – право на образование. | Г П | К, Л |