Урок позволяет познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране. Воспитывать любовь и уважениек героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Страна, открывшая путь в космос"»
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему
«Страна, открывшая путь в космос»
Учитель: Осипова Екатерина Борисовна
Место работы: МБОУ СОШ №17
Должность: Учитель начальных классов
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Страна, открывшая путь в космос
Класс: 4
Предметная программа и ее автор: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2019 г.)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель и задачи урока:
Цель:1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
2.Расширить кругозор, развивать познавательный интерес, развивать умение сравнивать и делать собственные выводы.
3.Воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине.
Планируемый результат: Предметные: - иметь представление о первых этапах освоения космоса;
- знать имя первого космонавта и дату первого полета в космос;
Личностные: проявлять чувство гордости за российский народ;
- проявлять умение работать в группах.
Метапредметные:
- определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
- работать с текстом, выделять ключевые слова.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Материал: Окружающий мир: 4 класс - учебник; предметы из цветной бумаги «звездочки»; костюмы космонавтов; ватман; «звезды» с буквами.
Ход работы:
1.Организационный момент:
Вот звонок нам дал сигнал,
поработать час настал
Так что время не теряем
и работать начинаем!
Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет урок в не совсем формальной обстановке. Я вам предлагаю разбиться на 3 команды, для этого мы будем тянуть жребий. Теперь вам необходимо выбрать капитана вашей команды и придумать названия вашим командам.
Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Людмилы Татьяничевой:
Ладонью заслонясь от света
Сидит мальчишка. Тишина.
И вдруг волшебное: Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок
Сказал с достоинством: «Порядок».
Как будто так и быть должно
Должно быть так, а не иначе
И удивительного нет.
Что это нами, нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите
Мальчишка сдержан потому
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
Ребята, обратите внимание на экспонаты в кабинете, чему посвящена выставка? ( Дню Космонавтики). Верно, Дню Космонавтики, ведь в этом году исполняется 60 лет с первого полета в космос.
Предлагаю девизом нашего урока следующие слова « В космос полетим отважно, чтоб открыть секреты важные!» (девиз вывешивается на доску)
2. Самоопределение к деятельности:
Я не зря начала урок с такого стихотворения. Ребята, отгадайте загадку
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…(ракета)
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Ответы детей.
О каком пространстве идет речь?
Что же такое Космос?
«Космос – бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю.
А что же за наука такая, космонавтика? Космонавтика – (греч.) наука, изучающая теорию и практику полетов в космос.
Прочитайте тему урока: «Страна, открывшая путь в космос».
Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звездам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна еще не оправилась от ран, нанесенных фашистами.
Итак, давайте определим цель и задачи нашего урока:
- узнать, о важнейших моментах развития космоса в нашей стране;
- знать имя первого космонавта и дату первого полета в космос;
- иметь представления о первых этапах освоения космоса.
(вывешивается на доску)
3. Работа по теме урока:
Что вы уже знаете о космосе? Ответы детей. Давайте обратимся к учебнику. Откройте страницу 102 – 104, давайте прочитаем. Что стало особенно цениться в 1970-е годы? Какие бытовые трудности переживал народ?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Игра «Космический словарь» Каждая команда получит ряд слов, из этих слов вы должны выбрать по три сова, которые относятся к космосу. ( Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт, планета, Гагарин) Каждая команда получает часть картинки
Ребята, а кто-нибудь из вас хотел стать космонавтом?
А какими качествами должен обладать космонавт мы сейчас узнаем. Каждая команда должна выбрать те качества, которыми должен обладать космонавт. ( 1 команда – смелость – трусость, любознательность- равнодушие, выносливость – слабость, здоровье – болезнь. 2 команда – честность – вранье, сообразительный – бестолковый, целеустремленность – безволие, сильный – слабый, 3 команда – находчивость – тупость, доброта – злость, трудолюбие – лень, тренированность – неопытность) Каждая команда получает часть картинки
4. Физкультминутка
На ракете мы летим (руки вверх домиком)
В невесомости парим (наклоны в стороны)
Смотрим все иллюминатор ( руки ко лбу)
Ищем для посадки катер (повороты влево, вправо)
Вдруг пошел метеоритный
Дождь космический, магнитный ( резко машем кулаками в стороны)
Мы на кнопку нажимаем (имитация нажатия пальцами кнопки)
И ракету опускаем (присели)
Повреждений вроде нету (руки на пояс, повороты туловища)
Мы выходим на планету! (маршируем)
5. Работа в группах:
А сейчас ребята к вам гости придут «космонавты», они проведут для вас « Космическую викторину», заодно и узнаем, что вы усвоили.
Когда отмечается День Космонавтики? ( 12 апреля)
Кто был первый космонавт? (Ю.А. Гагарин)
Сколько минут продолжался полет? (108 минут). А сколько это было часов?
Кто был главным конструктором космического корабля? ( Сергей Королев – основоположник практической космонавтики, главный конструктор первых космических ракет, спутников и кораблей).
Кто впервые вышел в открытый космос? ( Алексей Леонов – летчик-космонавт впервые вышел из космического корабля в космическое пространство, удалившись от него на 5 метров)
Кто была первая женщина - космонавт? ( Валентина Терешкова).
Страна, которая первой запустила искусственный спутник Земли? )Советский Союз).
В космосе первыми побывали… (Собаки)
Первую собаку, побывавшую в космосе, звали (Лайка) Для нее была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. Вслед за Лайкой отправились всем известные собаки Белка и Стрелка. Все они вернулись на Землю целыми и невредимыми ,несмотря на необычные условия полета.
Как назывался космический корабль, на котором Гагарин поднялся в космос? ( «Восток». Это был первый космический домик, весом 5 тонн, в котором мог жить и работать один человек).
Гагарин совершил свой первый полет… ( 12 апреля 1961 года).
Как называется космодром, с которого стартуют космические корабли? ( Байконур )
Сколько лет в этом году мы отмечаем День Космонавтики? (60 лет)
Каждой команде выдается часть картинки
А еще наши гости приготовили для вас загадки
В космосе, сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его – полоска света
А зовут объект (комета)
Человек сидит в ракете
Смело в небо он летит
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит (космонавт)
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт (Гагарин)
Планета голубая, любимая, родная
Она твоя, она моя. А называется (Земля)
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. (Небо)
Состоит из точек свет
Полна горница планет (космос)
Астроном – он звездочет
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (Луна)
Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал. Давайте проводим наших космонавтов и пожелаем им удачи.
Гагарин стартовал с космодрома «Байконур». С высоты космического полета Земля показалась ему маленькой, но прекрасной. Он открыл бортжурнал и написал такие слова «Облетев Землю в корабле - спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Ребята, чтобы убедиться в словах Юрия Гагарина, не нужно лететь в космос, лезть в интернет, чтобы посмотреть на фотографии земли, достаточно всего лишь оглянуться, вспомнить красоты окружающей нас природы. Я думаю, что стоит пересмотреть отношение, поведение и поступки по отношению к Земле, все-таки она у нас одна…
А что думаете Вы по поводу послания Ю. А. Гагарина?
6. Подведение итогов:
Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так стремится в космос?
Для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования?
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли выполнили?
Люди загадывают желания и верят в то, что они исполнятся. Я приготовила для вас звездочки, чтобы вы на них написали свои желания. Не зря же, когда с неба падает звезда, мы все загадываем желания. А что вам нужно делать уже сейчас, чтобы ваши мечты сбылись?
7. Рефлексия
На ваших столах лежат еще одни «звезды» ( золотого, зеленого и серебристого цвета цвета), сейчас мы с вами украсим ими наше звездное небо, а каким оно будет, решать Вам.
-Если вам было скучно на уроке, возьмите звездочку серебристого цвета и украсьте звездное небо
-Если вам было интересно, но вы не узнали ничего нового - возьмите зеленого цвета звездочку
-Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое - возьмите золотую звездочку..
А теперь давайте украсим этими звездами наше звездное небо.
Молодцы все ребята. Сегодня была отличная работа и каждая команда награждается небольшими памятными сувенирами.
Оценивание.
А сейчас пришло время выставлять оценки
Как вы считаете, кто сегодня лучше всех работал на уроке?
Кому бы вы поставили оценку 5? А кому оценку 4?
А кто, по вашему мнению, работал немного меньше, чем другие ребята?
9. Домашнее задание: стр. 102-104 прочитать
Придумать и нарисовать рисунок в защиту мира на Земле.