Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме. "Путешествие с археологами".»
Дата проведения: 24.01.2019
А.А.Плешаков. Окружающий мир 4 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока «Путешествие с археологами»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
Задачи:
1. Показать роль археологии, как науки помощницы истории, значение архитектурных памятников в изучении прошлого человечества; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся археологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова
2. Формировать умение решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; развивать хронологические и картографические предметные умения, универсальные учебные действия
3. Воспитывать интерес в истории, уважение к предкам, бережное отношение к историческим памятникам.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить с особенностями работы археологов
показать значение труда археологов для познания прошлого.
научить описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем
Метапредметные:
развивать умения работать с текстом учебника и иллюстрациями,
использовать ранее полученные знания при изучении нового материала,
давать определение понятиям : культурный слой, археология
Личностные:
понимать значение знаний для человека и принимают их
оценивают собственную учебную деятельность.
Основные методы обучения:
методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.
методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в паре, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос ( уч-ся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»)
-Кто такой Геродот?
-Когда он жил?
-Покажите на ленте времени.
Как узнаём о истории?
Какие исторические источники служат нам?(Вещ. Памятники, письм., устное тв-во, произв. исск.)
А как ориентируются во времени историки? (река времени )
Как устроена река времени? (две части, века)
Как по дате определить век?
2.Индивидуальное задание.
III. Самоопределение к деятельности
- Вы когда-нибудь делали секретики? (ответы учеников)
Это такая игра, когда в земле делается углубление, составляют узоры из фантиков, старых маминых бус и т.п., а потом это закрывают стеклышком. Секретик засыпают сверху землёй. Его показывают близким друзьям. А можно никому не показывать и просто приходить и любоваться. Иногда секретик находят другие ребята, и это становится для них сюрпризом. А есть такие люди, которые всю жизнь ищут старинные клады. Такие люди получают профессию «археолог» и занимаются наукой археологией.
- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?
-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?
Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.
Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.
- Вы догадались о ком и о чем пойдет речь на уроке? (об археологии)
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику и учебному диску ( Слайды 2-6 диска)
-На какие вопросы ищут ответы современные учёные?
-Какие вещественные исторические источники находят археологи?
-Какая наука изучает эти источники?
- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?
- Кто такие скифы?
- Кто рассказал о них миру?
- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?
-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.
-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.
- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?
2.Выполнение заданий в рабочей тетради, работа по карте.
V.Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику и диску (слайды 7-10)
-Прочитайте статью учебника «Вслед за оленем Золотые Рога»
-Ответьте на вопросы УЧ.с.11 в. 1-5
VII. Подведение итогов урока
1.Проверочная работа (по карточкам в паре)
Соедините понятие и определение:
Летопись Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
История Промежуток времени в сто лет
Век Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
После выполнения задания проводится самопроверка;
2.Вывод (УЧ.с.11 «Сделаем вывод» - прочитать, ответить на вопросы)
VIII. Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я убедился в том, что знаю
Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…
Самый большой мой успех – это…
Я не знал (а), а теперь знаю…
На следующем уроке я хочу…
Домашнее задание
1.Учебник: прочитать статьи стр.8-11; ответить на вопросы.