-Сегодня на уроке мы будем говорить о пчелах и вы узнаете много интересного об этом насекомом.
IV.Работа над новым материалом.
Работа по учебнику стр. 101 «Живой мир» 4 класс.
-Посмотрите на окраску пчелы. Какого она цвета? (коричневая с черными пятнышками и полосками, крылья – прозрачные)
Работа по схеме.
-Ребята, давайте посмотрим из каких частей состоит тело пчелы. (голова, грудь и брюшко)
Голова – на ней два глаза, усики и хоботок. Хоботком пчела достает из цветков сладкий сок – нектар. Из нектара пчелы делают мед.
Грудь – к ней прикреплены крылья и ножки. Сколько крыльев у пчелы и сколько ножек?
–Ребята, а кто знает песенку пчелы? Как говорит пчела? (ж-ж-ж)
-А пчела это животное или насекомое? (насекомое)
-Что делают пчелы? (собирают нектар, а из него делают мед)
-А зачем пчеле крылья? (чтобы перелетать от цветка к цветку)
-Зачем пчеле жало? (чтобы защищаться от врагов)
Физминутка.
-Ребята, давайте отдохнем и проведем физминутку.
Вот летит пчела (имитируем движение пчелы)
Как горошинки глаза. (показать на глаза)
В каждый цветок окунем свой хоботок. (наклонить голову вперед-влево-вправо)
Отправляемся в полет, чтобы сделать детям мед.
Итог: давайте проверим как вы запомнили
-Из каких частей состоит тело пчелы? (голова, грудь и брюшко)
-Что есть на голове у пчелы? (глаза, усики, хоботок)
-Сколько у пчелы крыльев? (4) Какого они цвета? (прозрачные)
-Сколько ножек у пчелы? (6)
-Как защищается пчела? (жалом)
-Что собирает пчела, перелетая с цветка на цветок? (нектар) Что делают пчелы из нектара? (мед)
V. Работа над новым материалом.
-Ребята, я хочу вас познакомить с семьей пчелы.
-Пчелы живут семьями. Семья пчел называется рой. Самая большая пчела – их мама, называется матка. Без матки рой никуда не может улететь. Много деток у мамы-пчелы. Есть пчелы-девочки и пчелы-мальчики. Пчелы-девочки очень трудолюбивые, а пчелы-мальчики (трутни) только кушают мед.
-Ребята, а вы знаете, как называется домик, в котором живут пчелы? (улей) А кто их делает? Из чего делают ульи?
Пчелки в домиках живут,
Улей – домик их зовут.
Сестры, братья – целый рой,
Все гудят наперебой.
Пчелы пользу нам приносят –
Опыляют огород.
Сок с цветочков в дом приносят,
Превращая его в мед.
-Покажите на картинке улей. Место, где находится несколько ульев, называется пасека. Человек, который разводит пчел, ухаживает за ними и собирает мед – называется пчеловод.
-Пчелы начинают собирать мед, как только появляются первые цветы. В течение всего лета они трудятся, накапливая запасы меда. Зимой они мало активны. Пчелы сами собирают, готовят и хранят мед. Летом часть меда пчеловоды забирают, оставляя мед и для питания пчел.
Итог: -Как называется семья пчел? (рой)
-Как называется домик для пчел? (улей)
-Если стоит несколько уликов, как называется такое место? (пасека)
-Как называется профессия человека, который работает на пасеке? (пчеловод)
-Ребята, все лето трудится пчеловод и получает мед. Мед бывает разный. Липовый мед хорошо помогает при простуде. Из цветочного меда готовят разные лекарства. Есть еще гречишный, серпуховый мед. Мед нужен, чтобы приготовить пряники, коврижку, конфеты и т.д.
-Сравните, ребята, серпуховый и цветочный мед. Чем они отличаются? (цветом и вкусом)
-Пчеловод решил угостить вас своим медом. Вкусный мед?
Итог: профессия пчеловода очень интересная и полезная.
VI. Итог урока.
-Давайте подведем итог урока.
-О каком насекомом мы сегодня говорили? (о пчеле)
-Из каких частей состоит тело пчелы? (голова, грудь, брюшко)
-Сколько крыльев и сколько ножек у пчелы? (4 и 6)
-Чем пчела достает нектар из цветка? (хоботком)
-А чем она защищается от врагов? (жалом, через которое выпускает яд)
-Пчела – полезное насекомое для человека? (да, она дает нам мед, а пчелиным ядом лечатся)
-Как нужно относиться к пчелам и другим насекомым?
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке! За это пчелы принесли вам сладкие призы.