- осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь.
- уважать точку зрения другого человека.
-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
-контроля, оценки и результата собственной деятельности.
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
9.1. Основной метод: приемы смыслового чтения
9.2. Частные методы: словесные, наглядно-иллюстративные, тест
рабочие листы, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2014 г. План урока
Этапыурока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Организационный момент. Мотивация. Цель: настроить ребят на самостоятельную деятельность | - Доброе утро, ребята! Проверьте свои рабочие места, все ли готовы к уроку. Аудиозапись – Левитана о начале ВОВ. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Слушают аудиозапись | Познавательные: анализ прослушиваемой аудиозаписи, осознании содержания. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: Самоопределение Регулятивные: целеполагание |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка цели и задач урока | -Ребята, прослушав это сообщение, попробуйте ответить на вопрос, о каких событиях в истории нашего Отечества мы будем говорить сегодня. (Великая Отечественная война) - Какие вопросы возникают у вас по этой теме? (Когда началась, когда закончилась, какие сражения и битвы были во время войны) - Я послушала ваши вопросы и объединила их. И вот что у нас получилось. - Что объединяет пункты этого плана? (Слово Великая) - Почему со страшным словом война употребляется слово Великая? (Огромная численность людей и техники, длительность) - Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек с обеих сторон. - Кроме слова Великой, есть слово Отечественная? - Скажите, кто встал на защиту нашей Родины? (Весь народ) - Судьба страны решалась не только на полях сражений, но и в тылу, который снабжал фронт всем необходимым, и на захваченной врагом территории, где действовали партизаны и подпольщики. На борьбу с фашистами поднялись и женщины, и старики, и дети. - Значит тема нашего урока? - Давайте, начнем искать ответы на наши вопросы. Выполним карточки на сайте УЧИ.РУ – историческая карта - Молодцы ребята, вы справились с заданиями! | Выполняют задания на слайдах презентации | Познавательные: используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Личностные: Смыслообразование Регулятивные: целеполагание (как постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. |
3. Объяснение нового материала Цель: показать значимость Великой Отечественной войны и Победы в ней советского народа. | Для этого, откройте учебник на странице 140 и выпишите даты. - Какие даты выписали? 1939 год – начало Второй мировой войны 1941 год – начало Великой Отечественной войны В 1939 году началась Вторая Мировая война. Захвачена почти вся Европа. 22 июня 1941 года Германия обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным. В школах прошли выпускные вечера. Вчерашние мальчишки стали воинами. - Ребята, эти даты - дни нашей памяти и скорби. | | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные УУД: -осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России |
| Рассказ учителя - Начало войны. Оборона Брестской крепости – Предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Для дальнейшей работы мы разделимся на группы. - Каждая группа работа по своей теме исследования и заполняет свою информационную листовку, затем мы проверим правильность выполнения задания. - 1-я группа тема вашего группового исследования «Битва под Москвой». Вопросы: Назовите даты начала и окончания битвы за Москву Как гитлеровцы называли операцию по взятию Москвы? Какое звание носит город Москва? Назовите советского военачальника, командующего в битве за Москву Какое событие произошло в Москве 7 ноября 1941 года? - Фашисты считали, что захватив Москву, они победят в этой войне. В результате контрнаступления враг был отброшен к западу на 250 км. - Слово предоставляется историкам второй группы. 2-я группа – Сталинградская битва. Назовите дату начала и окончания Сталинградской битвы. Когда был издан ПРИКАЗ №227? Как его называли на фронте? Сколько месяцев шли бои на улицах города? Сколько дней длилась Сталинградская битва? Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России? - В начале февраля 1943 года немецкие войска были окружены под Сталинградом и сдались в плен. - А сейчас давайте все встанем и немного отдохнем. | Выполняют задания. Записывают ответы в информационный лист | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; извлечение информации из разных источников; Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позиции в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. |
4. Физкультминутка «Голуби» | Голуби летели,Все люди глядели. Голуби садились,Все люди дивились. Сели, посидели,Взвились, полетели. Полетели, полетели, И за парты тихо сели. | | |
| - Слово предоставляется историкам третьей группы. 3-я группа – Курская битва. Назовите даты начала и окончания Курской битвы. В Курской битве использовалось рекордное количество единиц техники в истории. Какой техники использовалось больше всего? Какая традиция появилась в Москве в честь освобождения городов от фашистов? Как назвали Курскую битву ? Какой день является Днем воинской Славы России и днем окончания Курской битвы? - Курская битва – стала переломным моментом в ходе войны. - Слово предоставляется историкам четвертой группы. 4-я группа – Ленинградская блокада Когда началась и закончилась блокада Ленинграда? Сколько дней длилась Блокада Ленинграда? Что было проложено через Ладожское озеро? Какая самая большая проблема в блокадном Ленинграде ? Какой обвинительный документ против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был написан ребенком? - В сентябре 1941 года врагам удалось продвинуться в глубь советской территории. Это самое длительное противостояние советского народа против фашистов, оно длилось 900 дней. - Слово предоставляется историкам пятой группы. 5 группа – Взятие Берлина Когда началась и закончилась операция по штурму Берлина ? Кто руководил взятием Берлина? Сколько км составляла общая протяженность советских войск в Берлине? Штурмовой флаг какой стрелковой дивизии был поднят над Рейхстагом? Кто водрузил Красное Знамя? - Мы познакомились с основными битвами ВОВ. - Посмотрите, внимательно на даты на доске. Какой даты не хватает? (День Победы) - Давайте её впишем. Звучит объявление Левитана о Победе - Посчитайте сколько времени прошло с момента Победы? (В этом году мы будем отмечать 75 годовщину) | | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; извлечение информации из разных источников; Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позиции в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. Личностные УУД: - осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России |
5. Первичное закрепление Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. | - Давайте, проверим, на сколько вы были внимательны и запомнили материал урока. Для этого ответим на вопросы теста. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Тест. 1. Когда началась Вторая мировая война? А) в 1937 году; Б) в 1940 году; В) в 1935 году; Г) в 1939 году. 2. Когда началась Великая Отечественная война? А) в 1922 году Б) в 1939 году В) в 1941 году Г) в 1945 году 3. Какая страна напала на Советский Союз? А) Монголия Б) Япония В) Франция Г) Германия 4. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? А) 3 года Б) 5 лет В) 4 года Г) 2 года 5. Когда в нашей стране празднуется День Победы? А) 22 июня Б) 9 мая В) 23 февраля Г) 12 июня | Выполняют задания | Познавательные: структурирование знаний; Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело Коммуникативные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку. |
6. Подведение итогов урока Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Рефлексия | - Подведем итоги нашего урока. С какими битвами мы сегодня познакомились? – Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? – Что же нужно делать, чтобы не допустить подобной войны? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Ребята, какой юбилей скоро будет отмечать наша страна? (75 лет Победы) Я вам предлагаю сегодня запустить в нашей школе голубя мира. У вас на столах лежат фигурки голубей. Напишите свои пожелания на них и приклейте вокруг нашей планеты на доске. Пусть ваши пожелания исполнятся. | Отвечают на вопросы | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний |
Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. Подготовить творческую работу по выбору: Найти открытки, плакаты, посвящённые Великой Отечественной войне. Постараться узнать, какие события на них изображены. Вспомнить строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне. Сделай иллюстрации. | | Познавательные: стимулировать познавательный интерес учащихся, желание знать как можно больше по предмету или по теме; развивать самостоятельность ученика, его ответственность за выполняемое учебное задание. Регулятивные осуществляют поиск средств достижения поставленных задач. |