Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В данной разработке представлено проектирование урока на тему "Россия- наша Родина".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Россия - наша Родина"»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА
«РОССИЯ – НАША РОДИНА»
Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обязательной для всех учебных модулей вышеназванного курса является тема «Россия – наша Родина», раскрытие которой под углом зрения этического знания будет способствовать рождению (развитию) у ребенка патриотического начала – чувств, образов, мыслей и действий, помогающих идентифицировать себя в качестве гражданина своей страны со своими правами, свободами и, конечно, обязанностями.
Подготовительная работа
Виды и формы подготовительной работы зависят от выбранной педагогом стратегии урока. Традиционный вариант подготовительной работы к уроку состоит в том, что учитель самостоятельно разрабатывает, подбирает соответствующие его замыслу средства, не привлекая к этому процессу ни детей, ни родителей. Инновационный вариант предполагает объединение усилий педагога, детей и их родителей. В этом случае за каждым этапом будущего занятия закрепляется инициативная творческая группа, планируются совместные действия, назначаются временные сроки. При этом преподаватель не раскрывает общий замысел и идею урока. Момент открытия истины должен произойти в результате общих усилий и обязательно на занятии.
Действия учителя:
• Спроектировать модель будущего урока.
• Сформировать по интересам творческие группы из детей и родителей, спланировать их работу.
• Провести и обработать анкету.
• Составить презентацию к уроку.
• Подготовить технические и интерактивные средства обучения.
Задания творческим группам:
• Найти в словаре толкование следующих слов: «Родина», «Отечество», «Народ», «Родословная»
• Подготовить краткие рассказы о российской государственной символике: гербе, флаге и гимне.
• Подобрать пословицы, поговорки и загадки о Родине. Попытаться объяснить их смысл.
• Найти и выучить стихи о Родине.
• Найти произведения отечественных композиторов, посвященных Родине. Подготовить фонограмму
• Создать презентацию, состоящую из репродукций картин или фотографий, посвященных России, ее людям, героям, природе и др.
• Подготовить выставку книг, посвященных России и Брянску. Рассказать о любимой книге.
• Представить (по выбору) народ, который проживает на территории Брянской области, через его культуру (фольклор, костюм, обычаи). Раскрыть связь представляемого народа с Россией через ее героев.
• Приобрести ленточки с цветами российского флага на каждого учащегося класса.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ УРОКА
«Россия- наша Родина»
Урок можно начать с игры «Составь слово». К доске приглашаются два школьника. Каждому из детей предлагается задание: составить из предложенных букв по одному слову на время. (Демонстрация и составление букв на интерактивной доске.) В результате ученики должны собрать в единое целое слово «Родина» и «Россия». После проведенной игры учитель спрашивает: «Как связаны эти слова с каждым из нас?» (ответы детей)
Учитель: Назовите полное имя страны, в которой мы с вами живем.
Ученики: Российская Федерация.
Учитель: В прошлые времена по-разному называли нашу страну. Кто из вас знает, как? Ученики: Ранее она носила имена: Русь, Россия, Российская Империя, Советский Союз. Учитель: «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» – так писал о России поэт С.Есенин. Что он хотел выразить этими строчками?
Учитель: Назовите синонимы слова «Отечество».
Ученики: Родина. Отчизна.
Учитель: Что имеется в виду, когда упоминается выражение большая и малая Родина? Как связаны с каждым из нас эти понятия? (Ответы детей.) Педагог открывает презентацию. (Слайд. Россия – наша Родина.) Тема нашего урока: «Россия – наша Родина».
РАЗВИТИЯ УРОКА
Анкетирование или дискуссия: методическое обоснование.
Предлагаемая методика развития урока имеет не только обучающий и воспитывающий характер. Она может помочь педагогу провести диагностический срез уровня воспитанности класса в целом, так и конкретного ученика. Последнее особенно важно для дальнейшего планирования учителем воспитательной работы с ребятами. Описываемая методика может иметь две формы проведения – анкетирование и дискуссия. Рекомендуется анкету провести заранее, чтобы обобщить полученный результат и представить его на уроке. Как показывает опыт, детям будет интересно узнать представления одноклассников. Пусть сами ребята выделят самые оригинальные высказывания. Анкетирование позволит выяснить суждение каждого ученика по интересующим нас вопросам. Если применить форму дискуссии перед анкетированием, то учитель сможет наблюдать непосредственную эмоциональную реакцию детей по текущему вопросу. В процессе дискуссии педагог – выступает в позиции ведущего, не вмешивается в процесс обсуждения, а лишь иногда выступает координатором, регулирующего ход беседы.
Вариант вопросов анкеты, которые могут одновременно стать и планом проведения дискуссии.
1. Что означает для тебя слово «Родина»?
2. С чего начинается Родина?
3. Каким вы представляете образ Родины?
4. Как вы понимаете, что значит любить свою Родину?
5. Каким вы видите будущее России?
Сущность понятия «Родина»
Ответы детей на первый вопрос анкеты. (Место рождения. Родная страна. Дом. Родная земля. Место жительство. Родители. Семья. Другие ответы наиболее интересные «Родина – это родная земля; там, где ты родился, живешь, учишься». «Родина – это страна, где ты родился, где ты живешь, где люди разговаривают на одном языке». «Родина – родной край с родным домом». После того, как будут озвучены детские ответы на первый вопрос анкеты, учитель предлагает учащимся сравнить свои определения с интерпретацией этого понятия в различных словарях, а затем вывести собственную трактовку. Предварительно следует спросить ребят, какие синонимы употребляются к слову «Родина», ибо не в каждом словаре можно найти его трактовку. Синонимический ряд состоит из слов «Родина – Отечество – Отчизна – колыбель» [4]. Рекомендуем особо остановиться на трактовке В.И. Даля. Он рассматривает слово «Отечество» как производное от другого слова – отец. «Отечество – родная земля, отчизна, где кто-либо родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто-либо по рожденью, языку и вере принадлежит; государство, в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле» [5, с.298]. Данная интерпретация позволяет выделить несколько уровней в этом понятии. Первый уровень – это место рождения, которое связывается здесь с образом родной земли, конкретной территории. Второй уровень – отношение с народом, его культурой, вбирающей в себя язык общения и религию. И, наконец, третий уровень – государственный, подразумевающий гражданскую позицию человека и образ жизни на основе выработанных в данном государстве морально-правовых норм. По сути, в этом определении выявляются связи человека с его национальными, экономическими, культурными корнями, и определяющими его как гражданина.
С чего начинается Родина?
Ответы на второй вопрос анкеты: «С чего начинается Родина?» можно объединить в три группы. В I группу войдут высказывания детей, которые сравнивают начало Родины с образом места, где они живут. Это дом, улица, школа. Часть ребят ощущает этот исток в природе – ее полях и лесах. Некоторые школьники видят начало Родины в людях – родителях, друзьях, учителях, гражданах своей страны. Некоторые ребята считают, что «Родина начинается с родного дома, луговых полей, лесов, рек, друзей и знакомых, родных и близких, со всего того, что человеку дорого и любимо».
Во II группу войдут ответы детей, которые ощущают Родину через чувства, в первую очередь, через чувство любви. Например: Родина начинается «с любви родных», «с добра, мира, любви, счастья», «с преданности». III группа учеников связывает воедино Родину с жизнью человека. Типичным для этой группы высказыванием являлось убеждение, что Родина начинается «с жизни», «с первого вздоха, первого ветерка, с первого глотка чистой воды». С чего начинается Родина? Ответ на этот вопрос дети могут получить из одноименной песни, слова которой можно вывести на экран и исполнить вместе с ее исполнителем – Марком Бернесом. (Фонограмма. «С чего начинается Родина?» Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского.)
Образы России
Третий вопрос анкеты: «Каким вы представляете образ Родины?» можно начать с обсуждения с высказываний отечественных мыслителей, после чего сравнить с детскими представлениями о России. Русский философ Г.П. Федотов считал, что образ России – это золотые колосья нив, печальная глубина лесов, кроткая мудрость души народной, звуки Глинки и Римского-Корсакова, поэмы Пушкина. Этот образ раскрывается в эпопеях, песнях, сказках, обрядах, подвигах, труде и поте великоросса. В гении Петра, в молчаливом и смиренном героизме русского солдата, в бесчисленных мучениках, павших за свободу. Лицо России, по его мысли, везде вокруг нас, в настоящем, прошлом и будущем. Образ родины складывается из исторической жизни всего русского народа, из ее природных богатств, простора, воздуха, из музыки духа… Размышления Г.П. Федотова помогут учителю объяснить такие сложные понятия, как ценности, духовный мир человека, культура, традиции, народная мудрость и т.д. Для закрепления понимания данного вопроса и усиления эмоциональной реакции на высказывание философа рекомендуется посмотреть подготовленную детьми презентацию о России, ее людях и одновременно молча послушать великую музыку С.В. Рахманинова, которая своими средствами рассказывает о нашей великой Родине. Имеется в виду его потрясающий Концерт №2 для фортепиано с оркестром, первую часть. Интересно представляют образ России сами дети. Одни связывают его со столицей – Москвой и Кремлем, другие – с Санкт-Петербургом. Часть учеников считают, что лицом России является ее президент. Другие ребята представляют Родину в образе молодой, красивой девушки с русыми волосами. Группа школьников считает, что лицо России – «замечательные, добрые, мудрые люди». Лучшим обобщением мы посчитали следующее: «Лицо России – лицо матери». Если такого высказывания у ваших детей не будет, можно привести следующее стихотворение: Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они. Если поет мама песню, то ей Вторит веселый и звонкий ручей… Так и должно быть: что дорого нам, Напоминает всегда наших мам!( А. Стариков. Мама и Родина.) После этого учитель может спросить ребят: «Только ли русские люди живут в России? Могут ли другие народы, проживающие на территории Российской Федерации, считать Россию своей Родиной?». Ответить на данный вопрос может помочь мысль создателя знаменитого «Словаря живого русского языка» В.И. Даля, по своему происхождению датчанина, который считал и доказал своим трудом, что его Родина – Россия. Он писал, что Россия – земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноправный и достойный гражданин [12, с.216].
Учитель: Действительно, в современной России живут более 100 народов и народностей. Все они считают Россию своей Родиной. Что же помогает нам всем жить в мире и согласии?
Ученики: Любовь к Родине.
Учитель: Как проявляет себя это чувство?
О любви к Родине
Проведенное анкетирование покажет количество детей, которые связывают любовь к Родине с выполнением воинского долга. Часть учащихся, прошедших анкетирование, могут ответить, что любить свою Родину – значит защищать ее, или любовь к Родине связать с отношением к природе и заботе о ней. Вот пример типичного ответа: «Человек, который любит свою родину, бережет леса, реки, поля». Также учащиеся может дать ответ, что любить Родину – значит работать на благо Отечества. Любовь к Отечеству проявляется также и в уважении к людям, к обычаям страны, в сохранении истории отчизны, в соблюдении прав и обязанностей гражданина, и даже в выражении только хорошего отношения к ней в разговорах. Одним из самых точных обобщенных ответов, согласных с высказываниями великих людей, являлась мысль, что человек, который любит Родину, «сделает все для ее процветания. Он должен доказать свою любовь не словами, а делами». Возможно, как в нашем случае, кто-либо из учащихся отметит, что человека, который любит свою Родину, называют патриотом.
ОКОНЧАНИЕ УРОКА
5. «Будущее России!»
Учитель: В одном известном фильме о России у его главных героев был девиз – «Судьба и Родина едины!» Приведите примеры пословиц и поговорок о Родине, которая подтверждала бы этот девиз и людей – патриотов своей Родины. (Ученики представляют пословицы, поговорки и загадки о Родине, объясняя их смысл.)
Дым отечества ярче огня чужбины. Античный афоризм.
Если ты лишний дома, станешь ли ты своим среди чужих? Киргизская пословица. На чужбине еще больше родину ценят. Афганская пословица.
Самое дорогое для человека на чужбине – родина. Арабская пословица.
Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. Осетинская пословица.
«Тот, кто всюду живет, нигде не живет». Римский поэт I века Марциал.
«Людей, покидающих отечество для других краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются». Греческий баснописец-мудрец Эзоп.
«Кто, покинув отчизну, сможет убежать от себя?». Гомер.
Учитель: Ребята, вы интересно на последний вопрос анкеты: «Каким вы видите будущее России». Вы представляете свое будущее светлым, счастливым, безоблачным. Вы верите, что разрешатся все конфликты, не будет войн и терактов, что человечество победит нищету, болезни, наркоманию, преступность. Вы призываете людей оберегать природу, защищать животных. Берегите Россию – нет России другой. Берегите Россию, ее тишину и покой. Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе. Берегите Россию, чтобы сильной была, Чтобы нас от беды в трудный час сберегла. Ей неведомы страхи, и крепка ее сталь. И последней рубахи ей для друга не жаль. Берегите Россию – без нее нам не жить. Берегите ее, чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой. Берегите Россию – нет России другой. (Е. Синицын. Нет России другой.) По мнению философа Е.Н. Трубецкого, «движение и есть то, что объединяет Русь в одно целое» [19]. Это движение вперед, которое будете совершать вы в светлое будущее. (Фонограмма. Г.В. Свиридов. Увертюра к к/ф «Время, вперед!»)
ОБОБЩАЮЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Деятельно-творческое обобщение знаний:Коллективный проект «Россия- наша Родина»
Любые новые знания учащиеся должны пытаться представить в иной форме – символе, схеме, таблице, рисунке, вопросе, афоризме, тексте и т.д. Предполагается, что ребята по окончании начальной школы должны будут уметь готовить свои проекты. Проекты могут быть личными и коллективными. Достойным завершением занятия по теме «Россия – наша Родина» будет подготовка коллективного проекта «Лицо России». Это могут быть фотографии, наклеенные в виде коллажа на фоне лесов, полей, рек, зреющей пшеницы, сопровождаемая афоризмами, высказываниями о Родине выдающихся мыслителей, стихотворениями. Пусть данный проект будет символом класса. Пусть дети гордятся своей Родиной!