kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Гербарий.Необычная жизнь растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рекомендуется для практической работы естественно- научной направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Гербарий.Необычная жизнь растений"»

Тема мастер-класса: «Гербарий. Необычная жизнь растений»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе передачи опыта работы, создание условий для профессионального общения и стимулирования творческого роста педагогов.

Задачи:

1. Способствовать творческой самореализации педагогов;

2. Передать педагогам опыт работы по изготовлению и использованию гербария с детьми дошкольного возраста;

3. Развивать интерес, инициативу, желание применять на практике данный материал;

4. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: аудиозапись мелодии для сопровождения работы, образцы гербария, готовые гербарные листы, клей ПВА, скотч, сухие листья.

Ход мастер-класса

Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе «Гербарий. Необычная жизнь растений»

Уважаемые учителя, сейчас я хочу обратиться к вам и провести такой мини-опрос:

  • Поднимите руку, кто себя считает культурным человеком.

  • Поднимите руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.

  • Поднимите руку, кто сейчас помогает птицам (я имею в виду не своим курочкам). Что вы для этого делаете? Молодцы!

  • А кто из вас всегда убирает за собой после пикника на природе? (Давайте поаплодируем себе)

  • А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!

  • А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.

Природа — важнейшее средство для воспитания и развития   учащихся школьного возраста.

Ведь знакомство ребенка с природой начинается с того места, где он родился и живет. И впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и очень часто влияют на отношение человека к природе не только своего района, края, но и к Родине. 

Я думаю, вы согласитесь со мной, что растения, растущие на территории села и школы представляют для школьников богатейший познавательный материал.

И создание гербария – это отличное занятие для развития познавательной инициативы ребенка, развития его умственного и творческого потенциала. Никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел, засушил, получил информацию о нем. А сбор растений для гербария - это отличная возможность продуктивного общения детей и взрослых.

Что же такое гербарий? (это коллекция засушенных растений). В переводе с латинского гербарий означает «травник». В гербарии, однако, могут быть и цветы, и листья деревьев.

Как сделать процесс создания гербария увлекательным?

 Предоставьте ребенку самостоятельно или совместно с родителями провести исследование и выяснить название каждого растения, сравнивая экземпляр с фотографиями из атласа: это развивает наблюдательность и прививает навыки работы со справочной литературой.

 Чтобы процесс не превратился в рутину, расскажите о занимательных фактах, связанных с каждым растением, о неожиданных способах его применения, легендах и преданиях о нем. Почему индейцы называли подорожник «следом белого человека»? Как клевер стал национальным символом Ирландии? В каких цветах предпочитают селиться эльфы? Почему мать-и-мачеха так странно называется? И какую траву на Руси называли «лекарством от 99 болезней»? Помимо прочего, такой подход позволит малышу гораздо лучше запоминать растения.

 В зависимости от возраста и склонностей ребенка, создание гербария можно превратить в научный проект, арт-объект, творческую мастерскую или увлекательный квест.

Предлагаем вам несколько идей, способных превратить создание гербария в увлекательный творческий проект.

  1. «Научный». Вариант для юных ученых, которые любят все делать «как взрослые». Тут все серьезно и по-настоящему: высушенные растения аккуратно пришиваются нитками в тон и незаметно подклеиваются, рядом размещаются семена в пакетиках и этикетки с названиями на русском и латыни. Такой гербарий прокладывается пергаментными листами и собирается в специальную папку.

  2. Гербарий с иллюстрациями. Если растение не помещается в гербарий (например, это дерево или куст) — не беда. Просто поместите на страницу его части, которые удалось собрать: листья, цветы, семена. А рядом вклейте иллюстрацию дерева целиком: ученик может нарисовать ее, распечатать фотографию из интернета или сделать фото самостоятельно.

  3. Гербарий - картина. Если ученик любит рисовать, предложите ему создать для каждого растения на листе подходящий фон: луг, клумбу, лес, речку. Можно поступить и наоборот: часть картины нарисовать заранее, а потом «дорисовать» ее при помощи гербария, как, например, здесь.

  4. Гербарий-коллаж. Вместо картины можно сделать аппликацию, собирая из засушенных листочков узоры, фигурки животных, а то и целые пейзажи. Задача в том, чтобы не вырезать из листьев требуемые фигурки, а искать растения нужной формы и подгонять их друг к другу: это развивает и воображение, и вкус.

  5. Скрапбукинг. Вместо того, чтобы помещать высушенные растения в альбом, с их помощью можно создавать и украшать самые разные вещи: закладки для книг, открытки, обложки для семейного фотоальбома, коробочки для хранения «сокровищ». Или красивые рамки, в которые можно будет вставить картины гербарии. Работа довольно кропотливая, но результат того стоит.

  6. Гербарий « Школа ». Несложный вариант для самых маленьких — просто разложить по полочкам (вернее, по страничкам) всю флору, встреченную на территории школы.

  7. Гербарий - квест. Здесь все наоборот: вместо того, чтобы сначала найти растение, а потом опознать его, мы вручаем ученику карточки с названиями и картинками растений той или иной группы. Задачей юного натуралиста будет отыскать и собрать нужные растения в окружающей природе. За каждую законченную карточку — приз!

  8. Гербарий «Лекарственных трав». Познакомьте детей с лекарственными свойствами некоторых растений. Расскажите, какие растения помогали спасти людские жизни во время ВОВ, когда в стране стала остро ощущаться нехватка лекарственных средств. Предложите найти лекарственные растения в своем регионе и создать гербарий.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам немного поработать и создать страничку для вашего будущего гербария.

Приглашаю вас в мою мастерскую

Отлично! Сегодня, дорогие участники, к работе мы будем подходить творчески.

Я уже подготовила основы для нашего гербария. Я взяла плотный картон формата А4. А теперь, прикрепляем свой листик или часть от дерева и располагаем посередине нашей странички. Прикрепить листья вы можете с помощью клея ПВА и скотча.

А, сейчас, я прикреплю к этой страничке информацию о данном растении.

Итак, этот дополнительный материал мы можем использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в индивидуальной и совместной деятельности с учениками.

Как видите, сделать гербарий своими руками несложная работа. Как будет выглядеть ваш гербарий, его тематика– это дело вашей фантазии. Или воспользуйтесь представленными примерами.

Заключение

Искусство составления гербариев – это увлекательная познавательная деятельность как для взрослых, так и для детей, прекрасная возможность ознакомления школьников с растительным миром и, конечно же замечательная возможность, в простой и непринужденной форме прививать интерес и любовь к родной природе.

Я хочу вам пожелать успехов в воспитании и обучении детей и надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам в этой работе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ВСЕМ ВДОХНОВЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Гербарий.Необычная жизнь растений"

Автор: Выдра Ирина Николаевна

Дата: 27.12.2024

Номер свидетельства: 662829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства