по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (для заочной формы обучения)
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения базовый уровень, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «13» июля 2010 г. №770
среднего профессионального образования «Борский Губернский колледж».
Шадрова Т.А. – преподаватель правовых дисциплин высшей категории
Протокол № 1 от 30 августа 2014г.
Председатель ПЦК ____________________ Булюлина Н.С.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические и контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | | 4 | |
Содержание учебного материала | 2 | |
Содержание дисциплины «Теория государства и права», ее задачи. Связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Предмет теории государства и права. Методы теории государства и права. Значение теории государства и права для подготовки юриста | 1 |
Самостоятельная работа: Самостоятельное изучение развития теории государства и права в России | 2 | |
Раздел 1.Теория государства | | 24 |
Тема 1.1. Власть и общество | Содержание учебного материала | 1 |
| Понятие общества. Человек и общество. Основные элементы-признаки общества. | 2 |
| Власть и ее роль в жизни общества. Нормы поведения и организация власти в первобытных обществах | 2 |
| Причины возникновения государства. Закономерность возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства. | 2 |
| Неравномерность развития государственности у различных народов, ее причины. | 3 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельное изучение причин и закономерностей возникновения государства в соответствии с рекомендуемыми экзаменационными вопросами и вопросами для самоконтроля. Выполнение проверочных тестов для самоконтроля полученных проверочных знаний | 4 | |
Тема 1.2. Сущность государства | Содержание учебного материала | 1 |
| Понятие государства: различные подходы к определению. Основные признаки государства. | 1 |
| Социальное назначение (роль) государства. | 2 |
| Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Определение типологии государств, характеристика факторов, определяющих тип государства. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 4 | |
Тема 1.3. Теория происхождения государства | Содержание учебного материала | 1 |
| Основные теории происхождения государства. | 1 |
| Современные подходы к определению факторов происхождения государства. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Проведение сравнительного анализа особенностей теологической, патриархальной, договорной, ирригационной, военной, расовой, спортивной, диффузной, социально-экономической теории происхождения государства. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 8 | |
Тема 1.4. Функции, форма и механизм государства | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие функций государства | 1 |
Внутренние и внешние, охранительные и регулятивные, постоянные и временные, основные и не основные функции государства | 2 |
Понятие формы государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой режим | 2 |
Понятие механизма государства, его назначение. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Понятие государственного органа. Виды государственных органов, основные функции государственных органов каждого вида | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Определение характерных признаков и основных отличий: - абсолютной, дуалистической и парламентарной монархии; - парламентской, президентской и смешанной республик; - унитарного государства, федерации и конфедерации; - либерально-демократического и антидемократического режимов. | 4 | |
Раздел 2. Государство и гражданское общество | | 11 |
Тема 2.1. Государство в политической системе общества | Содержание учебного материала | 1 |
Политическая система общества, ее структура и функции. | 1 |
Государство в политической системе общества | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельное изучение роли государства в политической системе Российской Федерации. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 4 | |
Тема 2.2. Правовое государство | Содержание учебного материала | |
Понятие правового государства, его основы. Зарождение и развитие идеи правового государства | 1 |
Признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах общественной жизни, реальность и незыблемость основных прав и свобод человека, гарантированных государством, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности. | 2 |
Правовое государство и гражданское общество. | 1 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельное изучение вопросов эволюции идеи правового государства, основ правового государства, системы сдержек и противовесов. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 2 | |
Тема 2.3. Государство и личность | Содержание учебного материала | |
Государство и личность. Понятие правового статуса личности, его структура | 1 |
Гражданство как предпосылка полного объема прав, свобод и обязанностей человека. | 2 |
Права человека, их виды. Права человека и правовое государство. Права человека и права гражданина. | 2 |
Основные международные документы о правах человека, их содержание | 2 |
Международные механизмы защиты прав человека. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Определение правового статуса личности, его структуры. Характеристика прав и свобод гражданина Российской Федерации Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 4 | |
Раздел 3.Теория права | | 66 |
Тема 3.1. Происхождение и сущность права | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие социальной нормы. Виды социальных норм. Право в системе социальных норм | 2 |
Признаки права, отличающие его от социальных норм доклассового общества. | 2 |
Характеристика теорий происхождения права. Основные концепции сущности права. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельная работа по определению: - видов социальных норм; - основных теорий происхождения права; - признаков права; - функций права. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля. | 8 | |
Тема 3.2. Источники (формы) права, правотворчество | Содержание учебного материала | 1 |
Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие источника (формы) права. Виды источников (форм) права. | 2 |
Нормативно-правовой акт как источник права: понятие и признаки. Закон как нормативно-правовой акт, его признаки и виды. Подзаконные нормативно-правовые акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 |
Понятие правотворчества, его способы. Принципы правотворческой деятельности. | 2 |
Правотворчество и законотворчество. Систематизация законодательства, ее виды. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Характеристика признаков нормативно-правового акта, отличающих его от иных источников права, определение основных видов источников права, способов осуществления правотворчества и видов систематизации законодательства. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 8 | |
Тема 3.3. Типы права и основные правовые системы современности | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие типа права. Формационный и цивилизационный подход к типологии права. Характеристика исторических типов права. Понятие правовой системы общества. Правовая система и правовая семья, их соотношение. | 1 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Характеристика основных типов права, выделение отличительных особенностей крупнейших правовых систем современности. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 8 | |
Тема 3.4. Система права | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие системы права, ее элементы. Отрасль и правовой институт. | 2 |
Классификация отраслей права. Краткая характеристика современных отраслей российского права. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Самостоятельное определение основных отраслей российского права в соответствии с рекомендуемыми экзаменационными вопросами и вопросами для самоконтроля. | 8 | |
Тема 3.5. Норма права | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие и признаки правовой нормы. | 2 |
Структура нормы права. Гипотеза, ее виды. Диспозиция, ее виды. Санкция, ее виды. | 3 |
Виды норм права. Способы расположения правовой нормы в нормативно-правовом акте. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Определение структуры нормы права на примере конкретной правовой ситуации. Выделение гипотезы, санкции диспозиции. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля. | 8 | |
Тема 3.6. Реализация права | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Применение права. Стадии правоприменительной деятельности. Акт применения права. Виды правоприменительных актов. Пробелы в праве и способы их преодоления | 3 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Определение видов актов применения права. Определение способа разрешения юридических коллизий Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 8 | |
Тема 3.7. Правоотношение | Содержание учебного материала | 1 |
Понятие и признаки правоотношения. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица. Государство как субъект права. Правосубъектность, правоспособность и дееспособность субъектов права. Субъективное право и юридическая обязанность. Объекты правоотношений. Содержание правоотношений. Основания возникновения правоотношений. Юридические факты, их виды. | 2 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Определение признаков правоотношения, структурных элементов правоотношения, классификация юридических фактов. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 4 | |
Тема 3.8. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | Содержание учебного материала | 1 |
Право и поведение личности. Правомерное поведение, его виды. Понятие и основные признаки правонарушения. Состав правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки. | 3 |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Анализ признаков правонарушения, видов правонарушений, элементов юридического состава правонарушения, видов юридической ответственности. Работа с проверочными тестами и вопросами для самоконтроля | 5 | |
| | |
Всего | 105 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории государства и права.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, нормативную литературу, официальные, справочно-библиографические и периодические издания по правовой тематике, дидактический и раздаточный материал с заданиями разного уровня, практикумы и комплекты практических заданий для решения с использованием Интернет ресурсов систем СПС).
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного опроса, проведения практических занятий, тестирования, самостоятельных и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.