Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: Информатизация в образовании. »
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Статья:
Информатизация в образовании.
Подготовила преподаватель:
Тименцева Татьяна Александровна
г. Кемерово 2014
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования. Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями. Сегодня в России сложились три «уклада» образовательных систем:
-гарантийно-государственный (направленный на выполнение госстандартов и обеспечиваемый бюджетом);
-частно-индивидуальный, платный, негосударственный (построенный по системе платных образовательных услуг);
-инновационно-проектный (нацеленный на внедрение передового опыта с использованием новейших педагогических технологий и финансируемый целевыми и инвестиционными программами).
Помимо сложившихся «укладов» мы можем выделять разные модели обучения, отличающиеся друг от друга разными типами взаимодействия между преподавателями и студентами, разными способами мышления и деятельности в ходе учебного процесса и т.д.
Модель «конвейера» — это наследство России от советского времени. Сущность ее организации заключается в следующем: студент при поступлении в вуз проходит отбор, затем по конвейеру, как по цепочке, изучает учебные дисциплины, и на выходе выпускается как специалист, знающий и прослушавший тот или иной курс.
Данная модель была направлена на передачу глубоких классических образцов знаний из науки, техники и искусства. Она очень эффективна в передаче фундаментальных знаний, но отдаленна от практики профессиональной деятельности. Да и развитие «конвейерной» модели происходит за счет умножения текстов и усложнения программ, которые не всегда улучшают профессиональную мобильность будущего специалиста.
В настоящее время «конвейерная» модель образования переживает кризис, связанный с неэффективностью организации системы высшего образования, где большинство времени тратится на монологичные формы обучения (лекции и семинары). В этой системе мало применяются тренинги, мастерские, тренажеры, игры, проектирование и программирование, коллективные формы взаимодействия и проч. В то время, как именно такие формы призваны размонтировать консервативную машину-конвейер высшего образования и сделать ее более прогрессивной.
Также она сформировала и определенный тип преподавателя, главным качеством которого является «присвоение» учебного знания. Он становится не только носителем и транслятором знаний (великолепным лектором), но и единственным экспертом уровня освоения материала студентом. С приходом информационных технологий ситуация изменилась, количество текстов (особенно социально-гуманитарных циклов) растет в геометрической прогрессии, за которыми не всегда могут уследить преподаватели, но знакомятся студенты. Такая ситуация вызывает дискомфорт как у преподавателя, так и у студента, и понимание необходимости что-то менять. Но преподаватели чаще всего бывают более консервативными, чем студенты.
Проектная модель отражает стандарты американской практико-ориентированной системы образования, где студенты прикрепляются к кафедральным научно-практическим проектам.
Образовательное пространство данной модели строится через имитационное проигрывание различных ситуаций, форм и образцов профессиональной деятельности. Создается интерактивная образовательная среда: тексты, учебники и их электронные носители, учебные тренажеры, лаборатории и имитационно-игровые площадки для практических занятий.
Постоянная работа над проектами позволяет студенту набрать тот объем знаний, навыков и умений, которые помогут ему включиться в профессиональную деятельность и даже улучшить некоторые параметры этой профессиональной деятельности.
Сетевая модель организации образования предполагает использование новейших информационных технологий. В такой форме образования самоопределение, самопроектирование и самоорганизация становятся не случайными, а педагогически обоснованным методом учебной деятельности. Данная модель является поисковой и находится на стадии проектных и изыскательских работ во многих вузах.
Кризис современной российской системы образования был предопределен переходом к рыночной экономике. Известно, что рыночной экономике требуются не узкие специалисты, а профессионалы, способные к многократной социальной мобильности: умеющие быстро менять специализацию и осваивать новые профессиональные роли и функции. Фактически это и есть стержень высшего образования в новой российской ситуации — подготовить людей к мобильности и неопределенности.
Современная российская система образования сможет стать ресурсом развития государства, если преодолеет собственное кризисное состояние через внедрение новых педагогических технологий, которые должны удовлетворять требованиям непрерывности и модальности, фундаментальности и универсальности, антропологизма и демократизма. Непременным атрибутом такого образования должна стать инновационная составляющая, как механизм саморазвития самой системы образования.
Вся человеческая деятельность подразделяется на репродуктивную и продуктивную.
Репродуктивная деятельность — это однообразная копия деятельности другого человека или собственного опыта. Такой может стать рутинная повседневная деятельность преподавателя — «урокодателя», работающего в одном стиле и по одному и тому же учебному материалу, не обновляя его.
Другое дело — продуктивная деятельность. Любая научно-исследовательская и творческая деятельность изначально направлена на получение нового объективного или субъективного результата. Поэтому в случае преподавательской деятельности возникает необходимость продумать организацию работы через определенную методологию не забывая о том, что общая концепция продуктивной деятельности человека или организации уже разбита на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
Инновационная учебная деятельность как сложная система совмещает черты научной, практической, художественной, игровой и традиционно-учебной видов деятельностей (которые могут быть предметом дополнительного изучения). Но хотелось бы обратить внимание на тот факт, что научная деятельность органически связана с учебой: как только ученый перестает учиться, он перестает быть исследователем и ученым, как таковым. Педагог без способности к самообучению рискует не только отстать от времени, но и вообще потерять преподавательскую работу. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Список литературы
1.Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии. – М.: Изд-й центр, 2009. – 208с.
2.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2005. – 192с.
3.Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2010. - №5.
4.Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические технологии в образовании. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 282с.
5.Шилова О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия "Психолого-педагогические науки: педагогика, теория и методика обучения". СПб. 2004. № 4 (9).