Актуальные проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения
Актуальные проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения
Даны актуальные проблемы организационно педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения.Выделены факторы, способствующие успеху.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения»
Актуальные проблемы организационно-педагогической деятельности руководителя современной школы и пути их решения
Материал предоставлен
заместителем директора МОУ»СШ№47»
Скобляковой Т. А.
Миссия школы сегодня:
формирование человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способного к целостному видению мира.
Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы должна быть сосредоточена:
На разработке перспективной модели своей школы и определения путей перевода ее из существующего в качественно новое состояние.
Сейчас, когда новая социально – экономическая ситуация предъявила к школе новые требования и школа вынуждена изменяться вся и во всем, обновляться и перестраиваться, педсовет, как орган коллективно – коллегиального управления, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. На наш взгляд, именно это является сущностью и основой того, что именуется новыми подходами в подготовке и проведении педагогических советов. Это ни в коем случае не означает голого отрицания того, что было раньше. Освоение новых подходов предполагает и преемственность, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержали в себе традиционные подходы.
Разработка модели школы и ее развитие требует отбора средств реализации цели.
Для этого необходимо:
Факторы, способствующие успеху:
Уровень профессиональной подготовки кадров;
Наличие у педкадров стремления к постоянному сомосовершенствованию педагогической деятельности и степень реализации на практике;
Способность учителей и учащихся к ускоренной адаптации в работе по – новому;
Направленность профессиональных интересов учителей на перестройку УВП и возможность их реализации в школе;
Степень обученности (качество знаний) учащихся по различным учебным предметам и отдельным циклам;
Факторы, способствующие успеху:
приоритетность отдельных направлений в разнообразии интересов учащихся школы;
Уровень учебно – материальной базы школы;
Специфика условий семейного воспитания и среды функционирования школы;
Наличие взаимной связи интересов и возможностей учителей, учащихся и родителей;
Итог: до начала вхождения работы школы эти аспекты необходимо постоянно диагностировать и при необходимости корректировать.
В переходный период необходимо:
Изучать основные направления коллективного и индивидуального педагогического поиска в соответствии с программой развития школы;
Место и роль каждого участника педагогического поиска в реализации этих целей и задач, характер организационных отношений между ними.
Опытно – экспериментальная работа(при поисковом режиме )нуждается:
В теоретическом(аналитико – коррекционное обеспечение эксперимента составляет функция педсовета школы).
Методическом и информационном обеспечении эксперимента, которую осуществляет методический совет школы.
К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)
выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .
Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .
должно способствовать отбору и структуре содержания (что),
Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.
оптимальной организации (как),
Формы проведения могут быть разнообразными,
методам, приемам и средствам (с помощью чего),
а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)
И объективные методы оценки результатов (так ли это).
Организационном и материальном обеспечении, что возлагается на школьный совет.
Четкая целевая направленность всех трех организационных структур способствует определению их места и роли в системе внутришкольного управления.
Методический советЦель: организация и координацияметодического обеспечения УВП, методической учебыпедагогических кадров.Содержание деятельности:-формирует цели и задачи методического обеспечения УВП ;-определяет содержание, формы и методы повышения квалификации педагогических кадров;-осуществляет планирование, организацию и регулирование методической учебы педагогических кадров, анализ и оценку ее результатов;-решает педагогические проблемы, связанные с методическим обеспечением УВП и методической учебой педагогических кадров;-разрабатывает систему мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта.
В каждой школе сложились свои традиции, свои требования к организации проведению педсовета.
Но как показывает многолетний опыт работы, традиционный вариант педсовета: доклад – содоклад, выступления – сообщения, принятие решения - не эффективен, да и неинтересен большинству учителей. Основными недостатками, на наш взгляд, традиционного педсовета являются:
Авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в инструктаж;
Поверхностное обсуждение поставленных проблем;
Абстрактность докладов;
Почти полное отсутствие самостоятельной деятельности учителей;
Низкая результативность.
И как следствие этого на таких, традиционных педсоветах, многие учителя заняты проверкой контрольных работ, составляют рабочие планы к очередным урокам, просматривают классные журналы и с нетерпеньем ждут окончания «говорильни». Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать сколько – нибудь заметное влияние на положение дел в школе нужно использовать нестандартные, современные интенсифицированные формы проведения
Совет школы
Цель: обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия школы, семьи и общественности при осуществлении перспектив развития школы.
Содержание деятельности:
Намечает перспективы в развитии школы и организует их реализацию путем объединения усилий учителей, учащихся и родителей;
Определяет и осуществляет на практике пути взаимодействия с творческими структурами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и творческой деятельности педагогов;
Разрабатывает и организует выполнение документов, регламентирующих деятельность школьного коллектива;
Обеспечивает централизацию и распределение средств школы для решения перспективных вопросов развития;
Осуществляет разработку системы мер по предупреждению
и ликвидации конфликтных ситуаций в школе и семьях;
Обсуждает вопросы, связанные с подготовкой школьных
мероприятий;
Координирует деятельность всех органов в соответствии с
целями и задачами развития школы;
Способствует развитию учебно – материальной базы школы.
Работа в творческих группах: Основная форма организации деятельности учителей на педсовете. Могут работать как над общим заданием так и над специфическим индивидуальным для каждой группы. Такая форма организации деятельности способствует обмену опытом, согласованному взаимодействию отношению взаимной ответственности и сотрудничества.
Состав группы лучше определять заранее, учитывая критерии:
личности (характер, интеллект, активность),
проблемности (взаимоотношения, симпатии).
Состав группы не более 10 - 12 человек.
Наглядность результатов деятельности:
Один из обязательных принципов эффективной деятельности. В процессе работы важна концентрация внимания и актуализация нужных факторов. Структурирование текста, различные графические изображения (схемы, таблицы, диаграммы) позволяет визуализировать мыслительный процесс (работа мышления становится очевидной).
Наглядность это «золотое правило дидактики». Что можно показать – покажи, что можно – дай послушать, потрогать и т.д. Восприятие всеми органами чувств.
Педагогический совет
Цель: мобилизация усилий педагогического коллектава на выполнение задач школы.
Содержание деятельности:
Формирует цели и задачи развития школьного коллектива;
Определяет содержание образования, формы и методы организации УВП в школе;
Организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению ПО;
Решает педагогические проблемы, связанные с совершенствованием УВП и обеспечением его высокого качества;
Осуществляет планирование, организацию и регулирование УВП, анализ и оценку результатов;
Разрабатывает систему педагогических мер, направленных на методическое обеспечение всех перспектив развития школы;
Организует и осуществляет подготовку и проведение аттестации педагогических кадров школы и ее руководителей.
К ритерии, которые в их комплексном применении и определяют, на наш взгляд, сущность данного понятия: однозначное и строгое определение целей (почему и для чего)
выбранная тема педагогического совета должна быть актуальна, современна и своевременна, иметь практическую значимость и научность .
Для конкретно выбранной темы педагогического совета определяется цель и задачи .
должно способствовать отбору и структуре содержания (что),
Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практическими делами школы.
оптимальной организации (как),
Формы проведения могут быть разнообразными,
методам, приемам и средствам (с помощью чего),
а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителей (кто)
И объективные методы оценки результатов (так ли это).
Демократизация организационных отношений предполагает:
Раскрепощение отношений и развитие с их помощью сотрудничества детей и взрослых как равных участников педпроцесса
Преодоление безликого однообразия в отношениях «руководитель
школы – учитель – учащиеся - родители» и раскрытия их
бесконечного разнообразия
Гуманизацию отношений между руководителями школы и учителями,
руководителем школы и учащимися, руководителем школы и
родителями, учителями и учащимися и т. д.
Помни!
Руководитель школы должен четко представлять
цель намеченного дела,
хорошо знать исполнителей, умело определять средства и методы
реализации цели.
Главные условия для реализации поискового режима работы школы:
Повышение научного уровня управления УВП,
а для этого включение в
состав управленческого аппарата завуча – исследователя.
Улучшение качества профессиональной
подготовки учителей и методической работы с ними,
с этой целью включение в состав
управленческого аппарата завуча – методиста.
Эффективное организационное обеспечение целостного
УВП, для этого включение с состав управленческого
аппарата завуча – администратора.
Функциональные обязанности завуча - исследователя
Исследует состояние УВП в школе и результативность;
Анализирует работу школы и формирует на этой основе цели и задачи функционирования;
Разрабатывает комплексно – целевую программу развития школы как системы;
Определяет направления опытно – экспериментальной работы и теоретически обосновывает цели, содержание, формы и методы осуществления;
Осуществляет регулирование опытно – экспериментальной работы и оценивает результаты;
Устанавливает и регулирует связь школы с научно – педагогическими учреждениями;
Разрабатывает научно обоснованные показатели оценки деятельности;
Координирует деятельность совета школы и педсоветов;
Участвует в расстановке и аттестации педагогических кадров;
Совмещает с психологом школы разработку материалов по диагностике деятельности учителя и учащихся;
Подготавливает и проводит в школе научно – практические конференции;
Организует работу теоретических семинаров, научных обществ.
Функциональные обязанности завуча - методиста
Осуществляет диагностику профессиональной деятельности учителя;
Организует методическую учебу, переподготовку, повышение квалификации учителей в школе, на основании диагностики профессиональной деятельности;
Анализирует состояние и результативность методической работы;
Участвует в исследовании УВП в школе и осуществляет на этой основе оценку результативности педагогического труда в школе;
Участвует в разработке комплексно – целевой программы развития как системы;
Организует разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями опытно - эксперименталь- ной работы в школе;
Планирует и организует работу методического совета школы;
Осуществляет аттестацию учителей;
Проводит инструктивно – методические совещания, педагогиче-
ские чтения, семинары – практикумы;
Создает школьный методический кабинет и организует на его
базе работу с педагогическими кадрами.
Осуществляет
комплектование классов,
гпд на основе
развития учащихся
Составляет и корректирует
в соответствии с
потребностями школы и
условиями ее
функционирования расписание
занятий, кружков, ГИА
Функциональные
обязанности
завуча - диспетчера
Участвует в расстановке
педагогических кадров
и их тарификации
Участвует в аттестации
учителей
Организует дежурство
по школе
Вывод:
Естественно,
решение перечисленных
выше проблем в организа -
ционно – педагогической
деятельности руководителей школы не может гарантировать ее полного успеха, но способствовать ее совершенствованию, не –