Просмотр содержимого документа
««Батюшка Наум, наведи на ум»»
Научно-исследовательская работа на тему:«Батюшка Наум, наведи на ум»
Работу выполнил Копышев Михаил Никитич,
учащийся объединения СОШ №30 1 «Б» кл.
Руководитель Бушинова Марина Алексеевна
Цель и методы исследования
Цель исследования: изучение особенностей старинной школы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Узнать, когда начиналось обучение в школе и кто учил детей.
2. Понять, в чем отличие современного урока от старинного.
3. Выяснить, какие школьные дисциплины изучали школьники и по каким учебникам.
Детей отдавали учиться 14 ноября. Через месяц – 14 декабря – они могли продемонстрировать свои первые успехи.
Богданов-Бельский Н.П. Устный счет. В народной школе С. Рачинского. 1895 г.
Пророка Наума просили
о помощи в постижении
школьных премудростей:
«Батюшка Наум,
наведи на ум!»
Пророк Наум
Современные школьники о пророке Науме знают мало. Они едут в Тутаев к иконе «Прибавление ума» за помощью в учебе.
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Сейчас учебный год продолжается 9 месяцев. Раньше он длился от 2 до 5 месяцев, так как детям было необходимо помогать родителям в поле и дома.
Кившенко А. Д. «Жнитво», 1878 г.
В старину обучение школьников начиналось с посещения церкви, где священник благословлял всех отроков на учение.
Богданов-Бельский Н. П. В церкви. 1939 год.
В деревне Городок моего дедушки находится церковь Спаса Преображения. На День Наума в ней на молебен собиралось все семейство.
Церковь Спаса Преображения в селе Городок
Николо - Кормской сельской администрации
В настоящее время 1 сентября – начало учебного года- вся страна отмечает как День знаний.
Раньше школа находилась при церкви. Изнутри класс был похож на русскую избу. Вдоль стен – лавки, в центре – стол, за которым сидят ученики и учитель. В углу – русская печь.
Кустодиев Б.М. Земская школа в Московской Руси, 1907 г.
Букварь – первая книга, которая попадает в руки современного школьника. В букваре много ребусов, загадок, интересных рассказов. По букварю учились мои родители.
Учебник для 1 класса , по которому учились мои родители.
Мой учебник по обучению грамоте. Букварь Бунеев Р. Н.
Новая Российская азбука следующая для научения детей правильному чистописанию, 1809 г.
Новая Российская азбука для обучения детей чтению Решетников А.Г., 1795 г.
В старинной школе дети учились грамоте по текстам молитв. Главными предметами были часослов, псалтырь, письмо. Никаких картинок в учебниках не было.
Название букв было мудреным. В первый год дети учили названия букв, во второй складывали слоги, а на третий год – читали слова. Многие так и оставались неграмотными.
После каждого урока у нас есть переменка, чтобы мы могли отдохнуть. А раньше учебный день продолжался с 7 утра до самого вечера.
В середине дня у школьников был перерыв на обед. Еду они приносили с собой – картофель в «мундире», луковица, по праздникам – горшочки с кашей.
Дюка Л.С. Крестьянский обед. 2001 г.
Солнцев Ф.Г. Крестьянское семейство перед обедом. 1824 г.
Не сравнить с тем, как обедают сейчас дети в школе: вкусная курочка, кашка с маслом, сосиска.
Мы для работы можем использовать ручки, карандаши, фломастеры самых разнообразных цветов.
Раньше школьники писали чернилами. А это посложнее, чем освоить компьютер. Руки грязные. В тетрадях кляксы. Проверил на собственном опыте.
Озорников в старину били по рукам розгами. Могли поставить в угол на колени на горох. Я ради эксперимента простоял несколько минут. Удовольствия мало.
В селе Городок окончил четыре класса Герой Советского Союза контр-адмирал Колышкин Иван Александрович.
Учился в этой школе и мой дедушка Федоров Виктор Анатольевич. Дети с первого по третий класс учились вместе. Также как и мы, катались на лыжах, играли в хоккей.