Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы развивающего обучения»
Методы и приёмы развивающего обучения
Кононенко Анастасия
Ш-31 группа
Понятие и сущность методов обучения. Термин «метод» происходит от греческого слова, что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Методы и приёмы развивающего обучения: -Проблемное изложение(проблематизация знаний)- направленна на открытие новых для учащихся закономерностей путей решения познавательных и практических проблем. -Учебная задача (проблемная ситуация)-это не знание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса задач. Учебная задача решается обучающимся путём выполнения определённых действий. -Моделирование-способ решения задачи в предметной, графической или знаковой форме. -Учебная модель- изображение, которое фиксирует всеобщее отношение, некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Содержание модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно.
Классификация методов обучения: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы обучения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой
Наглядные методы обучения. Метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Условия эффективного применения наглядности: а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы обучения. -упражнения (устные, письменные, графические, учебно-трудовые) -лабораторные работы -практические работы
Классификация методов обучения взависимости от характерапознавательной деятельностиучащихся. объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.
Методы обучения должнысоответствовать: -задачам урока; -характеру и содержанию учебного материала; -уровню ЗУН учащихся; -материальному обеспечению урока; -личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства; -индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; -бюджету времени.
Выбор методов обучения зависит. от общих целей образования, обучения, воспитания и развития учащихся; от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
от времени, отведенного на изучение того или иного материала; от возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей; от уровня подготовленности учащихся; от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.