Формирование механизмов эмоционально устойчивого поведения учащихся с ОВЗ.
Формирование механизмов эмоционально устойчивого поведения учащихся с ОВЗ.
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам.
Все аспекты личностной сферы у умственно отсталых детей формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование механизмов эмоционально устойчивого поведения учащихся с ОВЗ.»
Формирование механизмов эмоционально устойчивого поведения учащихся с ОВЗ.
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам.
Все аспекты личностной сферы у умственно отсталых детей формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического и воспитательного воздействия, осуществляемого педагогами и воспитателями. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая сфера умственно отсталых детей находится на самых начальных этапах формирования.
Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса все, что попадается им на глаза, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, не вступают в контакт со взрослым. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.
Система работы по коррекции эмоционально-устойчивого поведения организуется с учетом диагностических данных – уровня психологической комфортности обучения, школьной тревожности и страхов, самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений в семье и эмоциональное благополучие ребенка в семье. Каждому возрасту подбираются методы и приемы, в соответствии с уровнем развития, направленные на: - формирование умения адекватно принимать самого себя и других;
- формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирование личностной рефлексии;
- формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор;
- коррекцию проблем в эмоционально-волевой сфере, адекватное ролевое развитие, а также формирование произвольной регуляции поведения.
Для реализации данных задач применяются следующие методы и приемы:
1. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего.
2. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
4. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
5. Арттерапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Общение с искусством помогает детям очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений. Для создания рисунков можно предложить использовать детям руки, пальчики, ватные палочки, губку.
7. Мимические и пантомимические этюды и др.
Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно, поэтому многие задания можно упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично.
Работа по коррекции эмоционально-устойчивого поведения обучающихся начинается с первого класса и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Сфера эмоционально устойчивого поведения наших воспитанников чрезвычайно сложно и несовершенно. В связи с этим возникают различные проблемы в их жизни: отношение с друзьями, с родителями, ощущение чувства одиночества, неполноценности, страха, тревоги и др. С целью коррекции этих проблем проводятся индивидуальные консультации. Консультации помогают развитию навыков самоконтроля, адекватной самооценки, саморегуляции, повышали стрессоустойчивость воспитанников.
В работе по коррекции проблем эмоционально устойчивого поведения детей невозможен быстрый показательный эффект.