Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы
Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы
Нужно у учащихся развивать процесс созидания, а для этого и сам учитель должен быть творцом, новатором. Ведь каждый урок - это фрагмент большой учебной пьесы, которая также и воспитывает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы»
Тема моей работы – «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского
языка и литературы»
Форма проведения: практическое занятие
Цели мастер-класса:распространение опыта работы учителя по использованию на уроках украинского языка приѐмов, способствующих развитию творческих способностей учащихся.
Задачи мастер-класса:
диссеминация своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
процесс развития творческих способностей школьника.
способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: задания для проведения практического части; компьютер
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
- снижение общей культуры учащихся, грамотности,
интереса к предмету, к чтению;
- неумение правильно, точно и логично высказать свои мысли.
Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках украинского языка.
Одной из основных задач на уроках языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных
сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Ход мастер-класса
1. Вступление.
Современный урок должен быть умным, доходчивым, интересным, увлекательным и радостным. Дарить ребенку радость - святая обязанность учителя. Рядом с добром всегда стояла красота. Воспитать красивого человека можно только с помощью красивых действий и умений дать ребенку самому увидеть красоту в искусстве слова, в труде, в единстве человека с природой, в красоте жизни.
Нужно у учащихся развивать процесс созидания, а для этого и сам учитель должен быть творцом, новатором. Ведь каждый урок - это фрагмент большой учебной пьесы, которая также и воспитывает. И какую роль в этом школьном драматическом произведении сыграют дети и учитель, зависит от нас, учителей. Чтобы достичь поставленной цели, учитель должен иметь единомышленником. И такими же должны стать дети. Без этого учебно-воспитательный процесс не мыслим. Главное в нем - познать сердцем все, чем живет, что думает, с чего радуется и чем печалится ребенок. Мы должны понимать ее, а она - нас.
Сегодня краеугольным камнем в педагогической практике является существенное улучшение знаний учащихся. Инструментом, который обеспечит выполнение этого актуального вопроса являются инновационные педагогические технологии и умение учителя организовать, направить свою работу на интенсивное внедрение в практику новых прогрессивных педагогических идей, технологий обучения и воспитания, достижений современной педагогической науки и практики.
1. Презентация педагогического опыта
В настоящее время проблема развития творческих способностей является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в современных непростых условиях зачастую требуется изменение устоявшихся традиций, умение идти на риск. Жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. А на
это способны только творческие личности. И, конечно же, особое значение
имеет развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте.
Именно в этот период, когда начинают формироваться способы учебной работы, многое можно исправить, многое заложить вновь. Между тем известно, что значительная часть учащихся не желает ходить в школу, не хочет учиться,
утрачивает интерес к предметам. Это касается всех предметов, в том числе и языка, а отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично
высказать свои мысли в устной и письменной форме. В связи с этим, задача
учителя таким образом организовать учебный процесс, чтобы наряду с усвоением прочных знаний и умений развивались и творческие способности учащихся.
2. Основная часть мастер-класса.
Учитель: Уважаемые коллеги! Я приветствую, вас на матер - классе по теме «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы» (слайд № 1,2). Вначале мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящий для вас и вашего настроения.
Я рада, что у вас весёлое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день. Выбрав цвета, хочу вас попросить разделиться на 3 группы. Так как мы с вами будем работать в группах.
Что же такое творчество? Творчество - это созидание (слайд №3). Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Творческий человек – (слайд № 4) человек созидательный, создающий что – нибудь новое.
Актуальность данной темы (слайд № 5) объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых в информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Современная школа, (слайд № 6) выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Ведь язык не только средство обучения, но и средство общения (слайд № 7) - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.
Сегодня я хочу вам предложить один из методов развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемый на уроке языка.
- Начнём работу. У вас на столах лежат карточки со словами
У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого открою небольшой секрет. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.
Загадка (написаны на доске, слайд № 8)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается. (карандаш)
Неграмотный,
А весь век пишет. (карандаш)
(ответы участников мастер класса) (показываю карандаш)
Учитель:
Что можно делать при помощи карандаша?
Участники:
Необходимо записывать свои мысли, свои мечты.
Учитель:
Послушайте такую притчу о карандаше (видеозапись «Притча о карандаше» слайд № 9).
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку.
Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Но этого не надо бояться. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу, использовать полученные знания на уроке о частях речи. Я раскрою вам секрет этому мастерству.
Основой вашего стихотворения станет Синквейн.
Учитель записывает понятие на доске (слайд № 10).
– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Порядок написания Синквейна
(Приложение № 2,слайд № 11)
Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Учитель.
Познакомьтесь, вот что получается. Не правда ли, это ведь так легко.
На доске (слайд № 12)
Права. Правильные, необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость.