- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
- проводить диагностику способностей обучающихся;
- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Актуальность программы:
За последнее время в стране возросло количество различных детских заболеваний, резко увеличилось число детей-инвалидов. Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности и педагого-психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья стали основными приоритетными направлениями в коррекционно-развивающей программе.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то в школьном – учение.
Под влиянием ведущей деятельности формируется произвольность психических процессов, состояний, усиливается сознательная регуляция поведения, познавательная деятельность приобретает планомерный систематический характер.
Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данных коррекционно-развивающей программы.
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функ- ций учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая прово
дится 2 раза в год
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,
психологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных
особенностей детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У обучающихся третьего класса продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.
Проявляется снижение творческих способностей, стремление фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.
Присутствует острое желание быть успешным в учебе.
У некоторых детей закрепляются социальные страхи – сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит к снижению качества контрольных работ, трудностей выполнения творческих заданий.
Формируется воля обучающихся. Они учатся сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желание других людей. Учатся преодолевать трудности.
Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного заболевания.
Дети могут обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.
У некоторых детей может наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.
Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Обучающиеся учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.
Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Настоящая программа составлена для учеников 3 класса классе:
Психические процессы
У Р
высокий
О В Н
Средний
И
низкий
Память
38%
15%
47%
Внимание
23%
77%
Произвольная сфера
86%
7%
7%
Интеллектуальное
развитие
23%
62%
15%
Воображение
30%
23%
47%
МЫШЛЕНИЕ
тип “мыслителя
Тип “образного мышления”
26%
74%
Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2009-2010 уч.г. и индивидуальных особенностей обучающихся.
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Дата
Т е м а з а н я т и я:
Кол-во часов:
Исследование памяти
1
Исследование внимания
1
Исследование интеллектуального развития
1
Исследование мышления, воображения
1
Анкета «»Интересы и досуг
1
Исследование самоконтроля у обучающихся
1
Оценка уровня школьной тревожности
1
Тренинг «Золотые ключики»
1
Советы на тему: «Насилие и дети»
1
Коррекция внимания (Упражнения «Слушай хлопки», «Тень», игра «Запретный номер»)
1
Развитие мышления (Упражнения «Сравнение», «Восстанови слово»)
1
Рефлексивный тренинг на тему: «Мир вокруг меня, как нужно жить в нем?»
1
Развитие воображения (Упражнение «Волшебники»)
1
Урок-тренинг на тему: «Сети удачи»
1
Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Разговор с руками», «Зеваки»)
1
Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка»)
1
Развитие коммуникативных способностей у обучающихся (упражнение «Заселение дома», этюд «Строители»)
1
Всего: 17 часов
К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
* нравственно-моральные качества;
* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ
- повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.
Список литературы, использованной при разработке программы:
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе – М., 2005.
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.