–воспитание интереса к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах и явлениях природы;
Оборудование:
–микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, пинцеты, иглы, стаканчики с водой, пипетки, растения и микроорганизмы для изучения;
–мультимедийная установка и ноутбук.
План занятия:
1. Организационный момент
2.Основная часть
2.1. Показ презентации, определения микробиологии и биотехнологии
2.1. Знакомство с микроскопом
2.2. Игра «Из чего состоит?»
2.5. Техника безопасности при работе с микроскопом
2.6. Практическая работа
3. Подведение итогов проделанной работы на занятии
Ход работы:
Ребята, что за устройство передо мною? (ответы детей) Этот предмет называется микроскоп!
Слова педагога: Верно! На экране показан микроскоп! А как вы думаете,
для чего он нужен? Совершенно верно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть невооружённым глазом.
Картинки клеток и разных микроорганизмов под микроскопом.
А как же люди про них узнали? (ответы детей) Правильно, их можно рассмотреть под микроскопом.
Слова педагога: А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед.
Игра «Из чего состоит?»
Детям предлагается перечислить детали велосипеда в эстафете, передавая небольшой мяч.
Слова педагога: Из каких частей состоит велосипед?
Слова педагога: Самое простое транспортное средство, как мы выяснили, состоит из многих деталей. А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп? Давайте рассмотрим внимательнее, это очень сложный устройство. Сейчас я вам расскажу подробнее о нем. Примеры микроскопов (какие они бывают).
Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр - это часть микроскопа. Окуляр закрыт стеклышкам. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли.
Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа –фокусировочный механизм! (предлагается повторить название по слогам)
Слова педагога: У микроскопа есть дополнительные помощники: пинцет –с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить; предметное стекло – нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть; покровное стекло – покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.
Динамическая пауза
Вот так яблоко
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Техника безопасности при работе с микроскопом
Слова педагога В начале работы давайте вспомним правила безопасного поведения во время выполнения практических работ с микроскопом:
1. Не делать резких поворотов головой вблизи микроскопа, чтобы не повредить глаза, лицо;
2. Чтобы не травмировать пальцы, предметные стекла брать за торцовую часть (ребро);
3. Не использовать зеркало для наведения «солнечных зайчиков», а после работы зеркало поворачивать так, чтобы в нем не отражалось солнце. Не делать свет слишком ярким.
Слова педагога: Сейчас мы с вами приготовим и рассмотрим под микроскопом различные микропрепараты растений.
Практическая работа:
1. На предметное стекло капается вода.
2. Нанести при помощи пинцета и иглы исследуемые объекты на предметное стекло. Расправить. При необходимости, можно провести окрашивание.
3. Накрой покровным стеклом.
4. Рассмотри препарат под микроскопом.
Слова педагога: Что вы увидели там? Мы с вами видим клетки наших растений. Обратите внимание на их цвет и форму, запомните, как они выглядят.
Подведение итогов проделанной работы на занятии:
Слова педагога: Ребята, время занятия подходит к концу. Что вы сегодня узнали и увидели? Что вам показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?