Инклюзивный спорт – это инклюзия не только для детей, но и для родителей. Почему? Потому что мамы здоровых детей, пока идет занятие, общаясь с мамами кризисных детей, вдруг понимают, что это не забитые жизнью люди, это обычные мамы, у некоторых из них несколько высших образований, кто-то приехал из села, но все они смотрят на жизнь такими волшебными глазами, и все у них в жизни хорошо. Люди часто не знают, как вести себя с родителями кризисных детей, как к ним подступиться – с жалостью или наоборот. Во время наших занятий этот страх пропадает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию»
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Инклюзия - процесс двусторонний, влияющий как на детей с особенностями, так и на обычных детей, а также их родителей, наблюдателей. Поэтому мы говорим о том, что спорт - это оптимальная среда для организации взаимодействия и достижения высоких результатов.
В настоящее время в рамках реформы российского образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями развития в условиях общеобразовательных школ.
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе будет слаживаться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.
Учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий.
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:
Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;
Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;
Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности - условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:
1.Составлить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивный спорт – это инклюзия не только для детей, но и для родителей. Почему? Потому что мамы здоровых детей, пока идет занятие, общаясь с мамами кризисных детей, вдруг понимают, что это не забитые жизнью люди, это обычные мамы, у некоторых из них несколько высших образований, кто-то приехал из села, но все они смотрят на жизнь такими волшебными глазами, и все у них в жизни хорошо. Люди часто не знают, как вести себя с родителями кризисных детей, как к ним подступиться – с жалостью или наоборот. Во время наших занятий этот страх пропадает. Кроме того, мы проводим различные тренинги, приглашаем тренеров, танцуем и т. д. Получается, что наше общество становится инклюзивным на нескольких уровнях – на уровне родителей, на уровне детей и на уровне взаимодействия с государственными структурами, потому что госструктуры видят, что у нас это не какая-то разовая акция, а системный подход к проблеме. Как-то раз к нам пришел представитель акимата и спросил: «А кто у вас тут кризисный ребенок, а кто здоровый?» Часто пользователи «Фейсбука», посмотрев наши очередные фото или видео, тоже пишут: «А кто здесь здоровый, а кто аутист?» Люди не замечают разницы, и для нас это самый лучший показатель. – Существуют ли в вашем проекте какие-либо критерии отбора для детей? – Из кризисных мы выбираем детей с легкой формой аутизма, когда ребенок идет хоть на какой-то контакт, понимает простые коммуникации, такие как «дай руку», «пойдем со мной», «смотри в глаза» и т. д., чтобы ребенок обладал двигательной активностью и с ним мог работать здоровый ребенок. До этого состояния с ребенком работает специалист, который знает, за какие крючки нужно потянуть, чтобы вывести его на нужный уровень. То же самое касается и детей с синдромом Дауна. Главный критерий для участия в проекте – это отсутствие агрессии, которая у кризисных детей часто является реакцией самозащиты. Сложнее обстоят дела с диагнозом ДЦП, особенно с детьми-колясочниками, поскольку для таких детей требуется специальная программа, требующая определенных методических подходов. Поэтому наш проект подходит больше детям с ментальными проблемами, но нормальной двигательной активностью. Среди здоровых детей какого-то особенного отбора нет, единственное условие, повторюсь, это отсутствие агрессии. Здоровые дети могут иметь свои психологические сложности, они могут быть агрессивны в силу негативного общения со сверстниками, например в школе, могут быть с какой-то психологической травмой, которую не видят родители. В этом случае происходит самоотсев, поскольку у таких детей у самих перегруз на душе, им тяжело общаться с кризисными детьми, и они уходят. У нас был такой мальчик, он просто не смог общаться и ушел. Но 99 % детей остаются. Они ловят свой кайф от занятий. Тем более мы сразу объясняем, что такое аутизм, что таким детям нужно, как они могут им помочь, и дети вовлекаются в борьбу за высокое звание «помощник». Это очень мотивирует здорового ребенка, у него начинают вырабатываться такие качества, как ответственность и внимательность. По правилам проекта у каждого ребенка есть свой подопечный, за которым он должен следить целых два часа (столько длится занятие), команда, за которую он играет, и есть задание, которое ему необходимо выполнить. Все эти вещи – очень хорошая прокачка для детского мозга. У нас даже есть один мальчик, который говорит: «Можно я вместо школы буду ходить к вам и заниматься с кризисными детьми?» Вообще психологические проблемы присутствуют практически у каждого второго здорового ребенка: депрессии, неврозы, многие дети не верят в себя, в собственные силы, и инклюзивный спорт – это прекрасная возможность решить все эти проблемы.