Просмотр содержимого документа
«Преобразование профессионального образования»
Соколова Елена Григорьевна, преподаватель русского языка и литературы.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тулунский аграрный техникум»
ГБПОУ Иркутской области «Тулунский аграрный техникум»
Преобразование профессионального образования
Система профессионального образования, выстроенная в период развитого социализма, полностью удовлетворяющая потребностям плановой экономики того времени, начала давать сбои в связи с происходящими экономическими изменениями в стране. Изменения в экономике России в переходный период нашли свое отражение на всех ступенях профессионального образования.
В результате стремительных изменений экономики возник ряд противоречий. Очевидными, среди которых стали:
- несоответствие уровня подготовки и профессиональной мобильности выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям производства, сферы обслуживания, работодателей;
- инертность системы профессионального образования в плане освоения новых профессий на основе современного технологического оборудования;
Разрыв между уровнем невостребованной производством квалификации выпускников и возможностями системы профессионального образования привели к необходимости модернизации системы. Целью модернизации является динамичное развитие системы профессионального образования. Направления развития профессионального образования определены в новой редакции Федерального закона «Об образовании».
Необходима:
1. Подготовка специалистов с учётом реальных потребностей экономики в условиях её модернизации.
2. Радикальное улучшение профессионального образования перспективных производств.
4. Привлечение бизнеса в образование.
5. Повышение престижа рабочих специальностей.
В аспекте модернизации профессионального образования Иркутская область за последние три года сделала шаг вперед путем реорганизации образовательных учреждений в направлении их профильности и многоступенчатости. Ряд учреждений начального профессионального образования преобразован путем объединения в средние профессиональные учреждения (техникумы, колледжи). Вновь созданные учреждения сохраняют подготовку по рабочим профессиям. С этой целью образовательными учреждениями разрабатываются интегрированные программы, позволяющие осуществлять непрерывность профессионального образования на первой ступени. Для создания системы непрерывного профессионального образования необходима разработка интегрированных образовательных программ не только начального и среднего, но и среднего и высшего профессионального образования. Эта работа находится еще только в начальной стадии и требует особого внимания.
Если определить состояние, в котором сегодня находятся профессиональные учебные заведения в режим развития. Кроме того, осуществляется плановый переход профессиональных учреждений в автономные. Автономность образовательных учреждений позволит эффективно решить вопросы обновления материально-технической базы, педагогических кадров, выбора стратегии и направления развития.
Происходящие перемены не дань моде и не смена вывески. Изменение статуса учебных заведений предполагает обеспечение непрерывности в образовании и более высокого уровня профессиональной и общеобразовательной подготовки, а также обучение по востребованным в регионе профессиям, адаптированным к запросам рынка труда
Модернизация системы профессионального образования сопровождается инновационными процессами. Педагогическим поиском, инновационной деятельностью охвачена треть учебных заведений Иркутской области. Деятельность этих учреждений включает в себя разработку экспериментальных планов и программ по вновь вводимым профессиям, внедрение интегрированности обучения, обновление материально-технической базы, компьютеризация учебного процесса. Инновации, проводимые в учебных заведениях, не являются самоцелью. В результате поиска путей совершенствования должны быть даны ответы на вопросы о том, какой быть системе профессионального образования Иркутской области, какова стратегия ее развития в новых экономических условиях и каковы пути развития каждого конкретного учебного заведения.
С появлением рынка труда важной частью профессионального образования стала подготовка и переподготовка незанятого населения. Это большое поле для совместной деятельности учебных заведений профобразования и службы занятости. В данном случае речь идет о профессиональной подготовке и переподготовке, предполагающей получение профессии или повышение квалификации, как правило, при помощи курсов, в короткие сроки. Система профессионального образования выступает исполнителем, а заказчиком — служба занятости населения. Совместная работа организована в соответствии с договором. Практика совместной работы двух ведомств имеет место и в области опережающего обучения. На базе некоторых профессиональных училищ и лицеев открыты ресурсные центры профессиональной подготовки. Подготовка и переподготовка незанятого населения осуществляется на хозрасчетной основе. На финансирование обучения используются средства службы занятости, предприятий и организаций-заказчиков, а также личные средства граждан. По программе опережающего обучения с целью снижения напряженности на рынке труда высвобождаемого населения профессиональными образовательными учреждениями осваиваются средства федерации и области.
Необходимость модернизации профессионального образования обусловлена социально-экономическими и научно-техническими требованиями, в первую очередь это:
подготовка конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста;
• подготовка кадров для работы на предприятиях всех форм собственности;
• обеспечение потребности личности и общества в получении профессии разной направленности, прежде всего характерной для рыночной экономики Иркутской области;
формирование навыков предпринимательской деятельности и выживания в условиях конкуренции;
• необходимость усиления социальной защищенности населения через повышение уровня его профессиональной компетентности.
Решение этих задач профессионального образования станет базисом развития общества, основой совершенствования экономики и ускорения научно-технического прогресса.