Просмотр содержимого документа
«Профилактика возникновения конфликтных ситуаций у подростков в условиях детского дома »
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
В настоящее время девиации в среде несовершеннолетних являются одной из наиболее серьёзных проблем общества. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, лишены присмотра, заботы, позитивного внимания со стороны родителей и лиц, их заменяющих, замкнуты, очень ожесточены, агрессивны, что и приводит к совершению ими различного вида преступлений.
Агрессивность у детей и подростков проявляется в разных формах и обусловлена возрастными кризисами, этапами психического развития. Необходима компенсация пробелов в их духовной сфере; последовательность восстановления положительных качеств ребенка, получившего наибольшую девиацию; формирование положительных нравственных привычек и здорового образа жизни.
На воспитателей детского дома ложится основная нагрузка по профилактике и коррекции агрессивного и девиантного поведения подростков. Трудность работы воспитателя в этом направлении заключается в том, что отсутствуют возрастные и социальные нормы детской и подростковой агрессии. Каждый случай требует индивидуального подхода, знаний и умений, организации такой коррекционно-педагогической деятельности, чтобы она дала ожидаемый эффект в изменении личности подростка с отклоняющимся поведением.
Подростковый возраст-время формирования взаимоотношений со сверстниками и с обществом в целом. Личность формируется в общении. У воспитанников детского дома все этапы происходят с искажениями. Для формирования эффективных навыков общения и профилактике возникновения самих конфликтных ситуаций в детском доме, а так же для профилактики агрессии в целом, мы используем определенные правила ведения диалога с подростком:
- Используем Я - высказывания: то, что мы хотим сообщить, говорим от себя. Это не вызывает агрессии и протеста, так как каждый человек имеет право на любые мысли и чувства. Например: «Я думаю, что ты говоришь мне неправду». Неправильным были бы высказывание: «Ты врешь мне».
- Акцентируем внимание на поведении подростка, а не на его личности. Критикуем поступок, а не человека, говорим о том, что подросток делает, не перенося оценку на подростка.
- Анализируем поведение не в момент самого проступка, а только после того, как ситуация разрешится. Обсуждение проводим как можно скорее после инцидента наедине с подростком. Стараемся подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и для самого ребенка.
- Сразу же после совершения события устанавливаем обратную связь, стараясь снизить напряженность ситуации (не повышая голоса, не используя агрессивные позы и жесты, не втягивая в конфликт людей непричастных к нему, не сравнивая подростка, не прибегая к давлению и др.).
- Контролируем свои эмоции, демонстрируя модели неагрессивного поведения (например, молчаливое заинтересованное выслушивание, предоставляя возможность успокоиться подростку наедине, проясняя ситуацию, с помощью наводящих вопросов или используя юмор).
Из опыта знаем, что любая оригинальная или просто нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение подростков помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры. Поэтому мы используем описательную похвалу, которая помогает нашим воспитанникам точно понять, что именно они должны и не должны делать. Проводим содержательный анализ произошедшего, который поможет в дальнейшем совершать действия в сторону улучшения. По мере того, как дети становятся увереннее в себе, потому что ведут себя правильно, они будут стремиться контролировать собственное поведение, руководствуясь здравым смыслом, и уже не будут вести себя импульсивно и вызывающе. - Стараемся сохранить положительную репутацию подростка. Так как для него самое страшное - публичное осуждение и негативная оценка. И именно это может впоследствии стать самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.
- Используем конструктивные формулировки. Показывая, куда лучше ему двигаться. Не критикуя то, что не в силах изменить.
- Предоставляем подростку необходимую информацию, которая повысит его мотивацию на выход из проблемной ситуации, поможет поддерживать собственные усилия по сохранению контроля над ситуацией, уменьшит сомнения и страх перед неизвестным.
- Защищаем права и интересы подростка, оказываем помощь в получении доступа к социальным ресурсам.
Приведем несколько эффективных приемов нейтрализации агрессивных проявлений подростков педагогом в детском коллективе:
1. Игнорировать незначительную агрессию.
2. Не проявлять агрессию по отношению к подростку, быть самому спокойным сдержанным.
3. Проявлять внимание к подростку.
4. Создать ситуации «проживания» эмоциональных состояний.
5. Показывать, что вам неприятно слышать и видеть агрессивное поведение ребенка.
6. Вовлечь подростка в интересное мероприятие, дать ответственное задание.
7. Придумать рейтинг положительных качеств воспитанников, составить свод правил и т.д.
В заключении хотелось бы отметить, что доверительные взаимоотношения в детском коллективе, нетерпимость к агрессии, организация педагогического влияния на воспитанника, мнение окружающих о его поведении, обеспечение благоприятного социально-психологического климата и индивидуальная работа с каждым являются залогом успешного предупреждения девиантного поведения.