Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска".
Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска".
В настоящее время, всё больше детей и подростков можно отнести к "группе риска". В чем заключается данное понятие, основные критерии при работе с данной проблемой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска".»
Психолого – педагогическое сопровождение детей группы риска.
В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социальных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста, принадлежащие к «группе риска», обеспечивающее решение психологической и социальной дезадаптации.
Перед тем как исследовать сущность психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», необходимо изучить понятие «дети «группы риска».
Существуют дети, которые имеют патологию в психическом развитии и социальной адаптации. Им свойственно нарушение социализации, то есть отсутствие нравственных ориентиров в жизни, нарушение моральных норм и правил поведения в обществе, низкий уровень духовной культуры, потеря контроля над своими эмоциями, агрессии, утрата интереса к учебной деятельности, усвоению новых знаний, злоупотребление вредными привычками, лживость, лень, этих детей относят к «группе риска».
Подростки «группы риска» - категория детей в возрасте от 10 до 15 лет, характеризующиеся в психической и социальной дезадаптации.
Определив содержание понятия «подростки «группы риска», следует выделить особенности психолого-педагогического сопровождения указанной возрастной группы детей.
В научной литературе по коррекционной психологии, преобладает мнение, что психолого-педагогическое сопровождение - организованная совместная деятельность социального педагога и педагога-психолога. В процессе обозначенного вида работы используются различные средства и методы, целью которые является выявление детей «группы риска» и дальнейшее их сопровождение.
Рассматривая цель психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», выделена цель обозначенного вида сопровождения – создать и обеспечить педагогические и социально-психологические условия, направленные на успешное функционирование и развитие учащихся в образовательном учреждении и в социальной среде.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста, относящихся к «группе риска»:
Выявление психолого-педагогического статуса подростка, направленное на организацию своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
Формирование у ребенка подросткового возраста умения устанавливать личностные контакты со сверстниками и взрослыми;
Снижение уровня тревожности и агрессивности;
Формирование позитивной Я–концепции у ребенка подросткового возраста.
В научной литературе выделяются ряд направления психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста, относящиеся к «группе риска». Из большинства направления, нами выделены следующие направления, которые обеспечивают решение проблем.
1. Диагностическая работа. Указанный тип работы позволять выявить детей подросткового возраста, характеризующимися социально-эмоциональными проблемами. Диагностическая работа проводится путем организации массовой диагностики учащихся или в результате получения сигнала о проблеме от ребенка, учителя, родителей.
И.С. Нестеренко выделяет основные направления диагностической работы: беседа с родителями подростка; беседа педагогами; анализ особенностей развития подростка; анализ успеваемости ученика и проблем, возникающих в процессе обучения; анализ характерных особенностей классного коллектива; сбор информации о состоянии здоровья подростка; анализ социального портрета класса.
2. Индивидуальная профилактическая работа. В результате проведения диагностической работы ребенка подросткового возраста, относящегося к «группе риска», психолог, социальный педагог и классный руководитель разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».
В содержание программы индивидуального сопровождения подростка «группы риска» входит:
Взаимодействие педагога и подростка, целью которого является развитие социально-эмоциональной компетентности ребенка;
Организация досуга подростка;
Оказание помощи в преодолении учебных затруднений;
Оказание помощи в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
Сопровождение родителей, т.е. консультирование и информационная поддержка.
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска":
Проявление доброты, внимания, заботы, просьба;
Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
"Авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
Обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
1. "Группу риска" составляют подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не отвечающим нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т.д.
2. Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростка в ситуациях школьного взаимодействия.